Пожиратель младенцев
Кроссоверы бывают следующих типов:
1. Кроссовер общего типа
Здесь встречаются персонажи двух или более разных реальностей.
У него есть два подтипа
а) Персонажи из одной реальности попадают в другую реальность, причем явно дается понять, что это два разных мира

Пример
В воздухе открылся портал, и оттуда появились всадники с саблями наголо.
- Министерство пало... Скримджер убит... В городе Петлюра... - ходили по магическому Лондону слухи.
Когда наши герои добрались до Министерства, то, действительно, оказалось, что улицу перегородила конница, а из каждого окна торчало по пулемету.

("Гарри Поттер" Х "Белая гвардия" Булгакова)

Реально существующий пример: "Перекресток. Поворот на НИИ" ("Гарри Поттер" Х "Понедельник начинается в субботу")

б) Персонажи из разных реальностей мирно сосуществуют в одной, и это никого не удивляет. О разных реальностях речь не ведется.

Пример
- Панталоны Вольдеморта на одной булавке,
А булавка упадет,
Как же он домой пойдет,
Как же он домой пойдет? - горланил Был Маллиган.
Бык Маллиган был чистокровным, из старинного магического рода, и ему все сходило с рук.

("Гарри Поттер" Х "Улисс" Джойса).

Реально существующий пример: "Пёс, хаффлпаффка и платяной шкаф" ("Гарри Поттер" Х "Шерлок Холмс")
"Harry Potter and the Children of the Atom" ("Гарри Поттер" Х "Люди-Икс")

2. Сюжетный кроссовер, или ретейлинг
Сюжет одного произведения проецируется на реальность и персонажей другого произведения.

Пример
- Гермиона, - растерянно начал Гарри, - смотри, что пишет директор: "Можно с большой вероятностью предполагать, что пятый хоркрукс Вольдеморт заключил в предмет, принадлежавший последнему Основателю, - то есть в одно из двенадцати кресел Хельги Хаффлпафф". Что же нам теперь делать? Где их искать?!
("Гарри Поттер" Х "Двенадцать стульев")

Реально существующий пример: "Бестселлер" ("Гарри Поттер" Х "Мизери" Стивена Кинга)

3. Стилистический кроссовер, или стилизация
История про один воображаемый мир пишется в стилистике другого произведения.

Пример
Не лепо ли ны бяшет, братие, начати старыми словесы славну повесть о житии Ильином, Ильи, сына Ильина, внука Обломова. Лежах же убо сей Илья на диване да думу думах...
("Обломов" Х "Слово о полку Игореве")

Реально существующий пример: "Литературные анекдоты о жизни Хогвартса" ("Гарри Поттер" Х Хармс)

@темы: Воображаемый мир: Поттер, Воображаемый мир, Профанное литературоведение

Комментарии
21.12.2010 в 02:50

дедлайновый наркоман
о! это памятка для меня))

против стилизации вы, кстати, ничего не имеете?))
21.12.2010 в 02:51

Пожиратель младенцев
Ничего не имею!
На самом деле, это очень давно лежало в черновиках, и доделать руки не доходили. А тут такой стимул!
21.12.2010 в 02:59

дедлайновый наркоман
кстати, "Гарри Поттер" Х "Двенадцать стульев" - идея супер)))
ах, почему гениальные мысли приходят в головы к другим людям?)))
21.12.2010 в 21:04

Пожиратель младенцев
Ну, мы с  С. Кралов-ым всегда готовы поделиться своими идеями со всеми желающими. Сами-то мы про все не напишем.
10.04.2011 в 01:48

всегда знала - что так будет, но не знала - что будет так ... / ДЗИСЭЙ НА ГРАБЛЯХ ...
хорошая классификация. Маллиган в примерах порадовал особенно.
есть у меня один давно волнующий меня вопрос - как назвать тот вид кроссовера когда два текста не связанные между собой ничем вообще читаются одинаково. тоесть один текст может запросто сойти под второй слой другого, но явного соединения этих текстов нет?
10.04.2011 в 02:49

Пожиратель младенцев
Girdle of Melian, можно пример?
10.04.2011 в 15:12

всегда знала - что так будет, но не знала - что будет так ... / ДЗИСЭЙ НА ГРАБЛЯХ ...
возьмем к примеру 5ю кнгу поттера - уроки окклюменции монолог Снейпа и 1984 мысли Уинстона в камере перед тем как он попадает в комнату 101

я сейчас говорю о восприятии двух фраментов которое не вяжется с соединением просто потому, что иногда имеет место не синтез, а генезис - это и в фанфиках кросоверах так же.
10.04.2011 в 15:40

Пожиратель младенцев
То есть у читателя, по замыслу автора, должны появиться аллюзии на некий другой текст? - Или автор ничего такого не хотел, а читатель "вчитывает" (люблю этот литературоведческий термин :-D) в текст аллюзии, которых нет? Такая постмодернистская игра?
Я бы сказала, что если это появляется в фанфике (кроссовер или "тайный" кроссовер, когда второй текст не назван), то это сюжетный кроссовер. Вариант.
11.04.2011 в 00:33

всегда знала - что так будет, но не знала - что будет так ... / ДЗИСЭЙ НА ГРАБЛЯХ ...
интересная версия кстати - но если все приметы кроссовера отсутствуют в тексте а глюки слишком реалистичны...? как мы можем такую игрушку классифицировать - эт кроссовер восприятия ?
11.04.2011 в 00:46

всегда знала - что так будет, но не знала - что будет так ... / ДЗИСЭЙ НА ГРАБЛЯХ ...
у меня из драббл-феста есть пример подобного генезиса - не мой. www.diary.ru/~drabbl-fest/p151774013.htm это был сплав лит персонажа с реальной биографией ))) при написании и изучении биографии вылезли дополнительные сходства которые в текст драббла естественно не вошли - они находятся в тексте биографии . считать это реал-персон-стори нельзя так как источник все-таки текст биографии. тут нет синтеза - чистое порождение некоего общего образа. даже концов не найдешь где заканчивается один и начинается другой.

и никаких аллюзий )))
11.04.2011 в 00:55

дедлайновый наркоман
вклинюсь.)
имхо: если автор всё-таки нарочно совместил подобным образом два произведения/героев и т.д., то это однозначно стилизация. а если он не ставил себе такой цели, то это не кроссовер вообще. это просто ассоциативное мышление))

я, например, когда начала писать кроссовер ГП и "Рождественских историй" Диккенса (который я всё ещё торчу Б.Сокров и обязательно допишу), внезапно поняла, почему мне так хотелось их совместить: потому что Скрудж и Снейп очень похожи. но пока я не начала переписывать историю Диккенса, это не было кроссовером. это были просто ассоциации.
11.04.2011 в 01:10

всегда знала - что так будет, но не знала - что будет так ... / ДЗИСЭЙ НА ГРАБЛЯХ ...
Задача совмещения была поставлена и естественно были поставлены рамки количества подробностей биографии ))) я боюсь мы просто на разных языках разговариваем - вот хочу прийти к общему знаменателю. Мне интересно как у вас называется такой совмещенный персонаж в уже написаном тексте? И как Вы представляете себе процесс его создания?
11.04.2011 в 01:17

дедлайновый наркоман
если просто совмещение персонажа - то, я думаю, сюжетный. но может быть и стилизация. в зависимости от того, насколько сильно сходство с персонажем, каким образом автор кроссовера показывает это сходство.

я пишу сюжетный, но я полностью вписываю персонажа в события другой книги.

а вообще-то, грани типов кроссоверов настолько размыты, что вряд ли какой-то общий знаменатель вообще существует))
11.04.2011 в 01:39

Пожиратель младенцев
То есть автор идет по такому пути:
1. Читает произведение Х и произведение У.
2. Находит в Х и У общие черты. Например,
3а. Пишет свой фанфик по Х (про героев Х, например), учитывая У (назовем его Х/).
3б. Пишет свой фанфик по У, учитывая Х (назовем его У/.
3в. Пишет фанфик по Z, учитывая Х и У (назовем его Z/)/пишет "оридж", учитывая Х и У (не знаю, возможен ли такой вариант?)
3г. Ничего не пишет, просто замечает.

Х/, У/, (Z/?) - кроссоверы.

Автор может пойти и по другому пути:
1. Читает Х.
2. Пишет фанфик по Х.
3. Читатель находит в фанфике по Х (назовем его Х/) черты У.

Это говорит о бОльшей начитанности читателя по сравнению с автором или о том, что у него сильнее развито ассоциативное мышление.
Но фанфик Х/ - не кроссовер.
Это то, о чем вы говорили "кроссовер восприятия", видимо.

Girdle of Melian, в вашем примере (про Мухину) - чем это не риал-персон-стори? Какие факты не вошли?
Имеется мир Х (Сильмарильон), имеется мир У (Земля-1, наш мир), имеется текст Х/. Кроссовером, однако, не назвать, потому что кроссовер предполагает смешение двух воображаемых миров, а не воображаемого и реального.
11.04.2011 в 01:42

всегда знала - что так будет, но не знала - что будет так ... / ДЗИСЭЙ НА ГРАБЛЯХ ...
а вообще-то, грани типов кроссоверов настолько размыты, что вряд ли какой-то общий знаменатель вообще существует))
да это так ))) поэтому я тут вообще высказала предположение, что кроссовер может быть по 1.форме,2.содержанию и смешаный тип ... и никак иначе - но я не настолько сильна в этом ))) и очень хочу знать больше. думаю этой теме можно было посвятить отдельный круглый стол
11.04.2011 в 01:47

всегда знала - что так будет, но не знала - что будет так ... / ДЗИСЭЙ НА ГРАБЛЯХ ...
Кроссовером, однако, не назвать, потому что кроссовер предполагает смешение двух воображаемых миров, а не воображаемого и реального.
биография художника данная в некоем непонятном тексте не воспринимается мне никак иначе чем еще один воображаемый мир ))) все просто. Это нормальный журналистский подход. Тем более что ведет здесь не Мухина а Нерданель. Хотя где кончается одна и начинается другая ... не ясно )))
11.04.2011 в 01:48

Пожиратель младенцев
Girdle of Melian, я и не претендую на универсальность - и научность - классификации! Литературоведение-то у меня "профанное". Я увидела такие типы, кто-то увидит другие.
Можно попробовать набиться к Левченко с докладом про них. :lol: Она же сказала, что хочет делать семинары регулярно.
11.04.2011 в 01:51

всегда знала - что так будет, но не знала - что будет так ... / ДЗИСЭЙ НА ГРАБЛЯХ ...
Можно попробовать набиться к Левченко с докладом про них. Она же сказала, что хочет делать семинары регулярно
- у вас будет как минимум один очень благодарный слушатель )))