Итак...
2. Обсуждение
2.1. Литературные причины
Турачей Асмат я отдал, свет померк передо мною.
Я упал, не в силах двинуть ни рукою, ни ногою,
И когда вернулся к жизни, плач услышал над собою:
Словно челн перед отплытьем, окружен я был толпою.
Я упал, не в силах двинуть ни рукою, ни ногою,
И когда вернулся к жизни, плач услышал над собою:
Словно челн перед отплытьем, окружен я был толпою.
2.1.1. Причина литературно-традиционная
читать дальшеГипотеза: автор фанфика старается подражать ходам и приемам классической литературы.
В литературе сентиментализма и раннего романтизма, да и позже, частично, болеть было модно. Особенно модно было болет "ни от чего" и "от нервов". Герою, причем как женского, так и мужского пола, легко было потерять сознание от малейшего переживания и проваляться неделю в нервной горячке после какого-нибудь неприятного случая. Например, главный герой романа А.Мюссе "Исповедь сына века" хрестоматийно заболевает со всеми возможными "симптомами", то есть бредом, горячкой, невероятной слабостью и т.д. после смерти отца, а Франкенштейн в одноименном романе, создав монстра, проводит в постели целых полгода. В восточной традиции герой должен заболеть от любовных переживаний.
Заметим с высоты своего двадцать первого века: в те времена лечить, конечно, не умели, диагнозы ставить - тем более, если не в реальности, то в литературе уж точно, антибиотиков не было, а обыкновенное воспаление-чего-нибудь, которое вызывало высокую температуру, воспринималось как "болезнь от нервов". Кстати, в литературе о Первой мировой и Гражданской войне все поголовно болеют тифом - болезнь известная, стопроцентно диагностируемая; автору не нужно изобретать никаких внешних причин, чтобы вывести героя из строя. С другой стороны, зачем регулярно выводить героев из строя - уж не двигают ли авторами те же причины, что действуют на фикрайтеров?
Итак, будущий автор фанфика читает подобные романы, накапливает информацию, и у него складывается впечатление, что лежать подолгу без сознания - это нормальная часть жизни героя любого литературного текста; так сказать, неотъемлемая характеристика. Хотя реальная жизнь показывает автору совсем другое, он развивает свой фанфик по старинным законам сюжета, потому что внешний мир и литературная условность - это две непересекающиеся реальности со своими правилами. Нарративий Терри Пратчетта в действии, если угодно.
2.1.2. Причина сюжетная
Гипотеза: обморок и болезнь героя нужны автору как сюжетообразующий элемент.
Как классический литератор, так и автор фанфика может вводить болезнь, чтобы отметить переломный момент в сюжете, переломный момент в мировосприятии героя, катарсис и так далее. Хороший драматический способ, во-первых, привлечь внимание читателя, и во-вторых, перейти от одного участка сюжета к другому. Например, в повести "В окопах Сталинграда" В.Некрасов отправляет своего героя под пулеметы и потом в военный госпиталь только потому, что ему приказали быстрее заканчивать и издавать книгу.
Эта причина, однако, не объясняет массовости явления.
2.2. Психологические причины
Только я открыл зеницы, царь упал ко мне на грудь.
Он твердил: "Сынок любимый, хоть скажи мне что-нибудь!"
Но, увы, как одержимый, уст не мог я разомкнуть
И опять, теряя силы, стал в беспамятство тонуть.
Он твердил: "Сынок любимый, хоть скажи мне что-нибудь!"
Но, увы, как одержимый, уст не мог я разомкнуть
И опять, теряя силы, стал в беспамятство тонуть.
2.2.1. "Вот умру - все меня пожалеют"
Гипотеза: автор переносит на героя свои подростковые страдания и в герое реализует идею "пожалейте меня".
Затверженная многими поколениями обиженных детей формула вовсе не предполагает смерти. Ребенка достаточно пожалеть. В фанфике непризнанный, нелюбимый, неоцененный герой-жертва, в котором автор так или иначе видит себя, падает, сраженный волей этого автора. К герою тут же или почти сразу меняется отношение окружающих: над ним начинают прыгать, лечить его, сидеть у его изголовья ночами, то есть вовсю демонстрировать жалость, любовь и признание. Даже если жертва не получает все этого от других персонажей, ему достаточно отношения читателя. Читатель плачет над мучениями жертвы - цель достигнута. Герой не должен обладать выдающимися достоинствами - он должен нравиться автору. То есть болезнь героя может сочетаться или не сочетаться с героизмом и достоинствами, но даже без оных делает героя привлекательным.
Кстати, существуют фанфики, в которых Мэри-Сью геройски погибает, и все оплакивают ее кончину. Это высший тип, но мы сейчас говорим не о Мэри-Сью.
2.2.2. Садомазохизм
Гипотеза: автор прорабатывает в фанфике свои садомазохистские стремления.
Действительно, некоторый процент людей обладает склонностью к садизму/мазохизму/тому и другому вместе. У всех эта склонность развита в разной степени. Если степень "заинтересованности" невелика, то автор вполне может радовать себя или выражать свои желания в реконвалесцентных сценах. Фанфики, где героя долго и с наслаждением мучают (а потом долго и с наслаждением лечат, но возможен вариант и без второй части), сомнений практически не вызывают. Фанфики, в которых подробно описывается, что себе сломал герой, что у него болело и что он при этом думал, также, по всей видимости, объясняются ...особым складом ума автора. Надо надеяться, что такой автор найдет или уже нашел себе подходящего партнера и устроит или устроил личную жизнь.
2.2.3. "Игра в доктора"
Гипотеза: автор, не наигравшись в детстве, переносит в текст элементы игры пятилетнего ребенка.
Версия принадлежит Girdle of Melian. Автор снова переживает в тексте идеи и события детской игры. Это относится скорее к тем фанфикам, где основной упор делается не на болезнь и на "опеку", а на лечение.
Наверняка список возможных причин не полон и не до конца достоверен, однако можно предположить, что хотя бы часть из реконвалесцентных фанфиков обусловлены вышеперечисленными причинами. Естественно, некоторые причины могут вообще оказаться неподходящими, тогда как другие действуют в сочетании. Тем не менее, некое подобие "обсуждения" получить удалось.