Пожиратель младенцев
К концу одиннадцатого класса, расправившись с Шолоховым и Симоновым, ученик сталкивается с "современной литературой". В разных программах эта современность определяется по-разному. Где-то это Фазиль Искандер, где-то Солженицын... Современного мало, скажете вы? Есть и посовременнее?
Итого, вопрос.
Если бы вы составляли программу по литературе, то какую современную литературу вы бы дали школьникам? Начиная с какого года отсчитывается современность? Что ребенок должен ну точно прочитать из нашего? А из зарубежного?
И еще вопрос: нужен ли в школе бульвар? Восемнадцатого, девятнадцатого веков, лучшие представители, но - бульвар и "низкие/легкие жанры" вроде детективов?
Навеяно дискуссией у ...Yellow...
Итого, вопрос.
Если бы вы составляли программу по литературе, то какую современную литературу вы бы дали школьникам? Начиная с какого года отсчитывается современность? Что ребенок должен ну точно прочитать из нашего? А из зарубежного?
И еще вопрос: нужен ли в школе бульвар? Восемнадцатого, девятнадцатого веков, лучшие представители, но - бульвар и "низкие/легкие жанры" вроде детективов?
Навеяно дискуссией у ...Yellow...
Что же касается конкретных произведений, то тут сложнее, я обычно с трудом вспоминаю "вообще", мне нужны наводящие вопросы. Кроме того, я больше знакома с фантастикой и фэнтези, чем с реалистической литературой. Но если на вскидку, то:
* из зарубежных - Толкин ( он не укладывается в мои же временные рамки, но его нужно изучать, чего нет), Кинг - "Сердца в Атлантиде", Умберто Эко «Имя Розы», «Маятник Фуко», Нил Гейман "Книга кладбищ"...
* из наших - Макс Фрай (на выбор), Толстая "Кысь", Пелевин (на выбор, но желательно не из последнего), Акунин (на выбор), Рубина (на выбор)...
Список неполный и перекошенный в непонятно какую сторону, но как смогла.
И еще вопрос: нужен ли в школе бульвар? Восемнадцатого, девятнадцатого веков, лучшие представители, но - бульвар и "низкие/легкие жанры" вроде детективов?
Думаю, их можно давать в профильных классах или в качестве произвольного списка (знаю, что его никто не читает, так как он произвольный, но если хорошо пропиарить, то один-два человека на параллель могут и наскрестись).
Мы читали Толстую и Пелевина, и у нас Аксенов считался современным (ладно, он тогда еще не умер). Но у нас была литературная школа. У брата в школе пока ничего такого нет - не знаю, что они успеют.
Из зарубежных - я согласна с Эко, но не согласна с Толкиным в программе. Если вставлять Толкина, то надо вставлять и родоначальников НФ, например, Уэллса. И это повлечет за собой множество других вставок.
У брата в школе пока ничего такого нет - не знаю, что они успеют.
У нас был (да и сейчас есть) технологический лицей, и в результате мы не дошли даже до Булгакова с его "Мастером и Маргаритой". На ЕГЭ по литературе я выезжала на собственной эрудиции
а я не согласна в программе с Эко и согласна с Толкиным - до качественного прочтения Эко надо слегка дорасти что даже в старших классах школы удается далеко не всем. Попробуй классу объясни, что там у Эко в каких "ящиках" лежит - я на самом деле против того, чтобы из еще не сформировавшегося толком читателя делать не-до-литературоведа, а детальный разбор текстов Эко приведет именно к этому - многое, что должно быть прочувствовано и пережито детьми как читателями - после подобного разбора текста уйдет на второй план. Толкина же необходимо читать, как и Поттера кстати (обе эти вещи формируют тенденции и суб-культуры - поэтому должны быть пройдены детьми в школе наравне с основами мировых религий и я не шучу), но не в выпускном классе а в 7м-8м (как раз 12-14 лет) самое время для ВК ))) не для Сильмариллиона конечно ... ВК (не Сильм и не Хоббит - оба текста содержат слишком много архаики в оценках действий персонажей) ВК хорошая вещь на которой просто и доступно объясняются многие вещи. Наглядно и с удовольствием. Читать Толкина в школе на уроках Ин-яЗа не имеет смысла - текст слишком сложный - Поттер подойдет намного лучше - доступный простой язык, несложный юмор и множество тем для увлекательного обсуждения с детьми - на несколько лет подряд.
Уэлса необходимо изучать в школьной программе не только Литературы - его взгляд на молодое государство Советов весьма интересно и уместно в уроке истории, Но Уэлс (как впрочем и Толкин) это не современная литература, а литература начала-середины 20го века. Кстати из произведений меж-военного и пост-военного времени можно с легкостью сформировать отдельный курс с общими тенденциями и яркими параллелями у разных авторов пусть даже разделенных границами и фронтами - 2 мировые войны весьма единообразно прошлись по мозгам людей и обе оставили весьма характерные следы в текстах)))
о качественного прочтения Эко надо слегка дорасти что даже в старших классах школы удается далеко не всем.
Вот, именно об этом и речь. И поверьте, до Толкина тоже нужно дорасти, что удаётся не всем даже к 16-17 годам.
Мне кажется, что программу нужно не расширять или ограничивать, а менять в корне. Давать те произведения, которые могут заинтересовать, и так, чтобы не возникало желания повеситься, отыскивая "Глубокий смысл". чтобы после школы было хоть малейшее стремление прочитать еще что-нибудь
Младшая старшая сестра зельевара, так никто ж не говорит, что нужно совсем перестать давать классику и не прививать детям литературный вкус. Я про сокращении программы почему говорю? Потому что в школе поработав, знаю: лучше меньше, но лучше. Пусть будет меньше произведений, но реалистичных, они проще для восприятия, и с более подробным рассмотрением каждого.
- а отечественная литература прекрасная и глубокая - простая? не многослойная? все что читается в школе ничуть не легче для восприятия чем ВК. Взять хотябы Темные Аллеи Бунина (хаха нам их навязали в пятом классе) я ходила в свои 11 за мамой и нудела - мамааааа! ну объясни что такое адюльтер? и в это же время спокойно читала многослойного Льюиса (и Клайва и Керрола)
Girdle of Melian, нет, не простая. Никто и не говорит, что простая. Речь в данном случае шла о том, что посмотреть кино - явно не то, что нужно, и Толкин в школе тем более ни к чему, раз уж на то пошло - часы эти можно отдать тому же Бунину. Для более внимательного и подробного рассмотрения. Плюс сюда: реализм подростками воспринимается легче, чем фэнтези, потому что к сознанию этого возраста ближе.
от того что на Бунина уйдет еще пара уроков - лучше понимать проблематику дети не станут - ну не детский он аффтар от слова вообще. лучше уж тогда посвятить сее время чтению подростковой хоть отечественной литературы хоть зарубежной - пользы больше будет
а меня отвратило и я не перечитывала
Вот вторую половину я и не перечитывала))) К тому же большую часть я перечитла не по зову души, а по велению препода в вузе
Младшая старшая сестра зельевара,
Oris Sordeo,
спасибо! Было очень интересно читать ваши соображения!