Пожиратель младенцев
Название: Энтульда-звездочет
Автор: Б.С.Сокралов
Бета: f-lempi
Жанр: сказка
Тип: джен
Герои: всевозможные жители Валинора, в том числе множество НМП и НЖП
Рейтинг: G
Размер: мини
Аннотация: Было у отца три сына...
Отказ: Автор выгоды не извлекает.
Предупреждения: небольшое АУ
Примечания: 1. Фанфик написан для команды Вернувшихся в Аман на Битве пяти воинств-2 на Дневниках, по заданию "Жанр - сказка". 2. Структура волшебной сказки вымерена по "Морфологии..." и "Историческим корням волшебной сказки" В.Я.Проппа"
читать дальшеВ некотором царстве, в некотором государстве, совсем не в том, в котором мы с тобой живем, а именно в светлом Амане, за семью морями, жил да был кузнец. Было у того кузнеца три сына: старший книги писал да слова сочинял, средний с оружием управлялся и военное дело знал, а младший все на звезды глядел. Исходили братья весь свет, людей повидали, себя показали, были и за океаном, премудростям разным научились, на диковины насмотрелись: старший три языка выучил, два своих придумал, средний в битвах поднаторел, из лука стрелял без промаха, младший карты читать научился и по звездам корабль водить. А когда вернулись они из-за океана, то так их и прозвали — Энтульда-Книгочей, Энтульда-Ратник и Энтульда-Звездочет. Как на самом деле их звали, никто уж и не упомнит. И вот вернулись они к отцу с матерью и зажили себе в мире и довольствии: старший книги читал, средний отцу помогал, а младший все на звезды глядел.
Да только это присказка была, а сказка будет впереди.
— Мам, а почему их всех одинаково звали?
— Это же сказка, так бывает. И потом, это не имя, а прозвище. Значит — «вернувшийся».
Повадился в том краю кто-то свет воровать. То ли солнце не так ярко светит, то ли тучи находят, то ли туман серый расползается. То ли нет ничего, то ли есть. И решил Энтульда-Звездочет выяснить, в чем же дело. Наставил подзорную трубу на небо и глядит. День глядит, другой глядит, на юг глядит, на север глядит; увидел, наконец, куда свет пропадает. Каждый день, а то и чаще, налетит черная тень, отщипнет от солнца луч, или от луны каемку, или от звезды сияние, и назад кидается, во тьме прячется. Не то змей, не то ястреб, не то сам черный Враг мира. Спасать свет-то надобно.
Вот подходит Энтульда-Звездочет к отцу и говорит:
— Сделай мне, батюшка, посох железный — пойду я искать, кто свет у нас ворует.
— Хорошо, — говорит отец. — Сделаю. Будет тебе посох, будет и мое отцовское благословение.
Энтульда взял посох, с отцом-матерью простился, братьями наказал не скучать, сложил в котомку подзорную трубу, секстант, компас и еды в дорогу, да и в путь отправился. Перво-наперво — в соседнее королевство, где стоит гора высокая, до небес достает, облака, как на пику, насаживает; и такой свет вокруг нее, что не сразу скажешь, ночь или день. Возле горы, по дороге, встретились ему двое из того королевства, муж и жена: одеты нарядно, лицом веселы, волосы золотом переливаются — сразу видно, что роду царского.
— Куда путь держишь, добрый молодец? — спрашивают. — Мимо идешь или в гости зайдешь? Или выше, на гору, поднимешься?
— Не мимо иду и не в гости к вам, и не на гору высокую, — отвечает им Энтульда, — а ищу я злодея-негодяя, что свет ворует. Не пропадал ли у вас свет? Не видели ли вы чего, не слышали ли?
Двое переглянулись и головами покачали:
— Нет, добрый молодец, не слыхали о такой беде в нашем королевстве. Надо тебе дальше идти, на край мира, туда, где солнце ночует.
— Дорогу-то укажете?
— Отчего не указать: все к востоку, потом немного к югу, потом опять к востоку; как дойдешь до каменных ворот — узнаешь, что делать дальше. Там тебе подскажут.
Поблагодарил их Энтульда и повернулся, чтобы прочь идти, а ему вслед кричат:
— Подожди, добрый молодец! У Ариэн, солнцевой хозяйки, живет сейчас наша дочь. Уже срок подходит ей домой возвращаться: нельзя в солнечных чертогах больше десяти лет прожить. Если встретишь, передай ей, что ждут ее отец с матерью, да наказ возвращаться поскорее.
— Что же она там делает? — подивился Энтульда. — Кто ее в услужение солнцевой хозяйке отдал?
— Никто не отдавал, — отвечают, — сама захотела. Дальше долго рассказывать, а путь тебе неблизкий. В свое время все узнаешь. Возьми еще вот.
И что-то, в листья завернутое, ему в руку сунули.
— Мам, а почему больше десяти лет нельзя?
— Не знаю. Жарко, наверное.
— Солнечная радиация! Помнишь, дядя Хадор — на атомной подводной лодке служил, а теперь лысый?
— Папа… она что, тоже будет лысая? Не хочу!
— Не будет, не будет, тут же сказано: больше нельзя. А меньше можно.
И пошел Энтульда на восток, на юг, снова на восток. Шел-шел, пока не уперся в ворота каменные: вниз в землю уходят, вверх до неба достают, ни обойти, ни обогнуть, ни перелезть, ни перепрыгнуть. И внутрь не зайти. Стал он туда-сюда похаживать да покрикивать, авось кто выйдет. Глядь, и правда, появился откуда ни возьмись перед воротами некто: в плащ закутался, на глаза шляпу надвинул и спрашивает сурово:
— Кто таков? Откуда родом? Чего тебе надобно в моих чертогах?
— Зовут меня Энтульда-Звездочет, родом я от батюшки с матушкой, а надобно мне найти, где солнце ночует. Беда у нас большая: повадился кто-то свет воровать.
— Ах вот оно что, — говорит закутанный. — Сказочных героев у меня еще не было. Сказку, значит, разыгрываешь? Что ж, воля твоя, проведу я тебя тайными тропами, только помни: назад тем же путем не воротишься.
Взмахнул рукой, и появилась возле ворот, прямо в камне, калиточка, толкнул ее — тут проход и открылся. Энтульда внутрь заглянул, а там темным-темно, хоть глаз выколи, и холодом веет. А закутанный его подталкивает: иди, мол, вперед, да не сворачивай. И пошел Энтульда по тайной тропе, через тени черные, по камням острым, по мосточкам узким, мимо стен без окон. Шел-шел, уж половину лембаса, что ему добрые люди в руку сунули, изгрыз, посох железный на треть истер, вдруг видит — дверь впереди. Он порог переступил, а дверь за ним пропала, будто ее и не было.
Энтульда огляделся: вокруг поле, сзади горы, за полем океан, дальше тьма непроглядная, а по небу звезды рассыпаны. Сел он на краю поля, трубу подзорную на небо наставил и ждет. Час проходит, другой, вот показались в небе три ладьи: золотая, серебряная и обычная, деревянная; золотая выше, серебряная ниже, а обычная, деревянная — поодаль. Энтульда встал, трубу спрятал и за серебряной ладьей вслед пошел. Как она ниже опустилась, он кричит:
— Эй, на ладье!
Ладья еще ниже спустилась. Энтульда снова кричит:
— Эй, на ладье!
Выглянул тут из-за борта Тилион, лунный хозяин, и говорит:
— Чего кричишь, работать мешаешь? Кто таков? Не видишь, беда у нас: свет воровать повадились.
— Зовут меня Энтульда-Звездочет, а ищу я, как вашей беде помочь. Не знаешь ли, что за недруг-злодей свет у нас ворует?
— Отчего не знать? — отвечает Тилион. — Знаю, донимает нас чудище страшное, Унголиант коварная. Уж не ведаем, как ее от нашего света отвадить. И сам бы сразиться с ней пошел, да Луну оставить не могу.
— Ты мне дорогу укажи, а дальше уж я один, — говорит ему Энтульда.
— Вот спасибо тебе, Энтульда-Звездочет! Дорогу я тебе укажу, но скажи сперва, что ты в котомке несешь.
Энтульда котомку снял и показывает: компас, подзорную трубу, секстант и лембас погрызенный, в листья завернутый. Тилион компас взял, в руках повертел, о борт ладьи постучал, дунул, вверх подбросил и назад отдал.
— Как нужда тебе придет, — говорит, — брось компас наземь, и я тебе на помощь поспешу. А путь твой лежит вон к той ладье золотой: там тебе подскажут, что дальше делать.
Энтульда компас в карман спрятал, поблагодарил Тилиона, лунного хозяина, и снова в путь-дорогу пустился.
— Мам, мам… Там же Мандос был, да?!
— Да, да, конечно.
А ладья золотая ниже и ниже спускается, совсем к земле приклонилась. Сидит в ней Ариэн, солнцева хозяйка, плачет-заливается, слезы ручьем текут, на землю капают, куда слеза упадет, там землю прожигает.
— Эй, на ладье! — кричит Энтульда.
Не слышит его Ариэн, солнцева хозяйка, только пуще прежнего рыдает. Энтульда опять:
— Эй, на ладье!
Ариэн голову подняла, глаза протерла.
— Ой, — говорит, — не в добрый час пришел ты сюда, добрый молодец. Горе у нас горькое, беда лютая приключилась.
— Что за беда? Не Унголиант ли, чудище злое, свет у вас ворует? Если так, то я ее воевать иду: помогу твоему горю.
— Она, проклятая, — говорит Ариэн. — Вышла провожать меня королевна, что у меня в услужении, а Унголиант, паучиха коварная, уже тут как тут: налетела, на волосы яркие позарилась и утащила девицу к себе в логово. Не знаю теперь, как ее отцу с матерью в глаза смотреть, как Варде-владычице показаться. И сама бы пошла королевну выручать, да Солнце не могу оставить.
— Не плачь, не горюй, — утешает ее Энтульда. — Как Унголиант одолеем, так и девицу освободим.
— Вот спасибо тебе, добрый молодец! Звать-то тебя как?
— Зовут меня Энтульда-Звездочет.
— Вот что, Энтульда-Звездочет, хоть и не могу я с тобой отправиться, но подсоблю, как умею. Покажи-ка, что ты в котомке несешь.
Энтульда снял котомку и показывает: секстант да подзорную трубу. Ариэн секстант взяла, в воздух подкинула, три раза о борт ладьи стукнула, пошептала над ним и назад протянула:
— Как нужда тебе придет, брось наземь — и я на выручку поспешу. А дорогу выспроси у Эарендила-Морехода: вон его ладья по небу плавает.
Поблагодарил ее Энтульда-Звездочет, секстант сложил за пазуху и дальше пошел, туда, где ладья простая, деревянная, в небе висит.
— Эй, на ладье! — кричит Энтульда.
Эарендил-Мореход свесился с ладьи и отвечает:
— Чего кричишь, все звезды распугал! Кто таков? Куда направляешься?
— Зовут меня Энтульда-Звездочет, а иду я Унголиант-паучиху воевать да девицу из беды выручать. Не знаешь ли, где Унголиант хоронится?
— Отчего не знать? — отвечает Эарендил-Мореход. — Знаю. Все мне с небес видно, все замечаю. Хоронилась она раньше в горах высоких за морем-океаном, да как затряслись горы высокие, как нахлынуло море-океан — сюда перебралась. Вон там ее логово.
И вдаль показывает.
— Я бы и сам ее поборол, да с курса надолго свернуть не могу. А тебе подсоблю, коли попросишь. Показывай, что у тебя в котомке.
Энтульда-Звездочет подзорную трубу из котомки вытряхнул. Поглядел на нее Эарендил-Мореход, три волшебных слова прошептал и говорит:
— Как придет тебе нужда, брось трубу наземь, и я на помощь тебе поспешу. А теперь иди, да поторапливайся.
Энтульда трубу в котомку спрятал, за спину закинул, поблагодарил Эарендила-Морехода и в путь пустился.
— Мам, а как она туда попала, а?
— Не знаю, по Хелькараксэ прошла, наверное.
Долго ли, коротко ли шел Энтульда-Звездочет, а добрался до логова паучьего. И выползает ему навстречу Унголиант-паучиха, чудище коварное.
— Чего тебе надо? — спрашивает. — Принес ли сокровищ, каменьев драгоценных?
— Нет, — говорит Энтульда-Звездочет, — не принес. Не затем я к тебе пришел, чудище проклятое!
— Нет? Что поделаешь: придется девицей поужинать, а тобой, добрый молодец, закусить, хоть ты и не светишься.
И назад в логово поползла, а Энтульда за ней пробрался и видит: в углу сидит девица красоты неописуемой, кудри золотом горят, по плечам волной спадают.
— Мама! Она ее съест! Съест!!!
— Стой, чудище поганое, Унголиант злобная! — закричал Энтульда-Звездочет. — Хватит бояться-хорониться, выходи со мной на битву!
— Говори, да не заговаривайся, — отвечает ему Унголиант. — Побороть меня сумеет лишь один Энтульда-Звездочет, да он, небось, еще не родился, а если родился, на бой не сгодился, а если сгодился, сюда не добрался.
— Вот он я, Энтульда-Звездочет, перед тобой стою!
Махнул железным посохом и отсек у Унголиант-паучихи две лапы. Набросилась она на Энтульду, и принялись они биться. Бились-бились, по колено Энтульда в землю ушел. Вытащил он тогда компас из кармана, бросил оземь, почуял Тилион, что дело неладно, и пустил в паучиху стрелу серебряную. Энтульда опомнился, из земли вылез, отряхнулся, махнул посохом и еще две лапы снес. Снова бились-бились, по пояс он в землю ушел. Вытащил тогда секстант из-за пазухи, наземь бросил, поняла Ариэн, солнцева хозяйка, что в беде Энтульда, подвела ладью поближе; Унголианта за светом солнечным бросилась. Энтульда опомнился, из земли вылез, отряхнулся, махнул посохом, еще две лапы отрубил и думает: «Теперь-то конец ей настанет». Но не тут-то было. На четырех лапах бросилась она на него. Бьются-бьются, час бьются, другой, ушел Энтульда по грудь в землю. Снял он тогда котомку со спины да прямо так наземь бросил. Услышал то высоко в небесах Эарендил-Мореход: случилось ему как раз над логовом ладью проводить. Пустил он ладью вниз, прямо по Унголианте килем прошелся и вверх снова взмыл. Энтульда-Звездочет опомнился, из земли выбрался, отряхнулся, только посохом махнуть вздумал — глядь, а она уже мертвая лежит. Кровь повсюду, брюхо распорото, а внутри что-то ярким пламенем горит.
Вот подходит Энтульда к ней, внутрь заглядывает: там и злато, и серебро, и каменья драгоценные, и яркие яхонты, и нарядные уборы, а всего ниже, на самом дне брюха – будто вода или молоко, серебром-золотом переливается, словно Солнце светит. И говорит ему королевна:
— Надобно бы этот свет вычерпать, в бочку собрать да владыкам отдать.
— Где же мы, — удивился Энтульда, — бочку отыщем?
— Да я у Ариэн попрошу.
Энтульда злато-серебро выгреб, в плащ свой завернул, тем временем и королевна с бочкой вернулась.
— Пойдем домой, — зовет.
— Постой, — говорит он ей. — А как же ты, королевна, к солнцевой хозяйке в услужение попала?
— То не позор, а почет, — отвечает она. — Жаль только, вышел мой срок, возвращаться к отцу с матерью пора, заждались меня, поди.
И провела она его солнечными тропами прямо к городу, что вокруг большой горы стоял. Отец с матерью обрадовались, что дочь жива-невредима вернулась, а как попросил Энтульда ее руки, противиться не стали.
Сокровища спасенные отдал Энтульда королю своему, а свет в бочке владыкам вернул. Год не прошел, как свадьбу сыграли. И стали они жить-поживать и добра наживать.
— Мам, а кто такой Добран?
— Какой Добран?
— Которого они стали жевать.
И я там был, чай с медом пил, по усам текло, а в рот не попало. А свет в бочке владычица Вана увидала, от радости весь расплескала, и рассыпалась светлая роса по горам и по лесам; куда капли попали, там теперь морошка растет. На том и сказке конец, а кто слушал — молодец.
***
— Не бери больше у себя в институтской библиотеке сказок, хорошо? Я лучше в районной возьму.
— Почему? Серьезное академическое издание.
— Какая-то странная сказка: я в детстве другие читала — «Турин Злосчастный», «Эланор и три варга»... И картинок нет.
Конец.
К этой сказке есть две иллюстрации.
Первую нарисовала Berthelien.
читать дальше
Вторая - это обложка сборника сказок, который родители читали маленькому сыну.
читать дальше
И о тексте
Когда объявили задание этапа - "Сказка", мы обрадовались несказанно. Во-первых, все, что мы пишем, это на самом-то деле сказки. Что-то больше, что-то меньше, но все - сказки. Во-вторых, в сочинении сказок по заданной модели у нас богатый опыт. Когда я только увлеклась Проппом (а было это лет... десять назад), мы каждый вечер рассказывали друг другу по сказке, стараясь соблюдать модель. Так что примечание о том, что сказка выверена по Проппу, - это не попытка проверить гармонию алгеброй, которая разочаровала кого-то из читателей, а признание, что иначе - не умеем.
Список потенциальных сюжетов, подходящих для игры, у нас уже был. Мы выудили оттуда заготовку "Что-нибудь про Эарендила и Унголианту" и начали сочинять сюжет.
Надо сказать, что я не очень хороший автор и не очень хороший канонист. Как автор я не строю схем, не проверяю сюжет на стройность, не выписываю ему завязку-кульминацию-развязку, не продумываю отдельно характеры ("как ваш герой бы отреагировал на такой-то стимул?" - то есть, когда мне надо прописать реакцию на стимул, я придумаю, а заблаговременно, чтобы представить объемный характер, - нет). Здесь... здесь - Пропп уже давно въелся мне в подкорку, и идею о том, как строятся сказки, не искоренить.
Чтобы выдержать стиль, мне нужно читать стилистов. Тут я принялась читать сказки (еще один недостаток короткого времени на задание: мне нужно было минимум три дня, чтобы начитать стиль, а потом только я могла писать свой текст). Причем я намеренно читала только сказки со змеем, чтобы не углубляться в дебри. В процессе выяснилось, что без царевны никак, и пришлось вводить царевну.
Потом С. Кралов придумал сделать вставки из "Седьмой эпохи" (или Шестой?) - так наша воображаемая команда проникла в команду настоящую. Папа, который принес академический сборник сказок, работает в какой-то физической лаборатории при университете. Я даже примерно представляю, где и как он может пересекаться с нашими героями из фанфика с прошлой БПВ. Мама попросила принести сказок - почитать ребенку; он недолго думая зашел в университетскую библиотеку и взял академический сборник. Без картинок. Неадаптированный. Незнакомые обычному ребенку сюжеты.
Но не так страшно, как в оригинальных сказках, например, у Братьев Гримм.
А еще я не очень хороший канонист, и, если какая-то версия мне не нравится, я роюсь в "Истории Средиземья", пока не найду подходящую.
Уже в самом конце я начала жалеть, что не добавила сказке оригинальности - наоборот, ограничилась стандартной схемой. А можно было бы деконструировать сюжет... Но было уже поздно, да я и не представляла, как это делается. Хотя вышло, кажется, и так достойно.
Еще одно. Мы всегда (почти всегда) пишем в соавторстве, то есть вместе продумываем сюжет и проигрываем диалоги. Текст обычно пишет кто-то один. Здесь текст - мой.
Автор: Б.С.Сокралов
Бета: f-lempi
Жанр: сказка
Тип: джен
Герои: всевозможные жители Валинора, в том числе множество НМП и НЖП
Рейтинг: G
Размер: мини
Аннотация: Было у отца три сына...
Отказ: Автор выгоды не извлекает.
Предупреждения: небольшое АУ
Примечания: 1. Фанфик написан для команды Вернувшихся в Аман на Битве пяти воинств-2 на Дневниках, по заданию "Жанр - сказка". 2. Структура волшебной сказки вымерена по "Морфологии..." и "Историческим корням волшебной сказки" В.Я.Проппа"
Вот не в котором чарствии, не в котором государствии был жил чарь.
У этого чаря была доць - красавиця очень. Да. И вот когда она пришла в года,
в это времё ей неизвесно кто-то взял. Унесли.
"Полкан-богатырь", из сборника "Сказки Карельского Беломорья", т.2
У этого чаря была доць - красавиця очень. Да. И вот когда она пришла в года,
в это времё ей неизвесно кто-то взял. Унесли.
"Полкан-богатырь", из сборника "Сказки Карельского Беломорья", т.2
читать дальшеВ некотором царстве, в некотором государстве, совсем не в том, в котором мы с тобой живем, а именно в светлом Амане, за семью морями, жил да был кузнец. Было у того кузнеца три сына: старший книги писал да слова сочинял, средний с оружием управлялся и военное дело знал, а младший все на звезды глядел. Исходили братья весь свет, людей повидали, себя показали, были и за океаном, премудростям разным научились, на диковины насмотрелись: старший три языка выучил, два своих придумал, средний в битвах поднаторел, из лука стрелял без промаха, младший карты читать научился и по звездам корабль водить. А когда вернулись они из-за океана, то так их и прозвали — Энтульда-Книгочей, Энтульда-Ратник и Энтульда-Звездочет. Как на самом деле их звали, никто уж и не упомнит. И вот вернулись они к отцу с матерью и зажили себе в мире и довольствии: старший книги читал, средний отцу помогал, а младший все на звезды глядел.
Да только это присказка была, а сказка будет впереди.
— Мам, а почему их всех одинаково звали?
— Это же сказка, так бывает. И потом, это не имя, а прозвище. Значит — «вернувшийся».
Повадился в том краю кто-то свет воровать. То ли солнце не так ярко светит, то ли тучи находят, то ли туман серый расползается. То ли нет ничего, то ли есть. И решил Энтульда-Звездочет выяснить, в чем же дело. Наставил подзорную трубу на небо и глядит. День глядит, другой глядит, на юг глядит, на север глядит; увидел, наконец, куда свет пропадает. Каждый день, а то и чаще, налетит черная тень, отщипнет от солнца луч, или от луны каемку, или от звезды сияние, и назад кидается, во тьме прячется. Не то змей, не то ястреб, не то сам черный Враг мира. Спасать свет-то надобно.
Вот подходит Энтульда-Звездочет к отцу и говорит:
— Сделай мне, батюшка, посох железный — пойду я искать, кто свет у нас ворует.
— Хорошо, — говорит отец. — Сделаю. Будет тебе посох, будет и мое отцовское благословение.
Энтульда взял посох, с отцом-матерью простился, братьями наказал не скучать, сложил в котомку подзорную трубу, секстант, компас и еды в дорогу, да и в путь отправился. Перво-наперво — в соседнее королевство, где стоит гора высокая, до небес достает, облака, как на пику, насаживает; и такой свет вокруг нее, что не сразу скажешь, ночь или день. Возле горы, по дороге, встретились ему двое из того королевства, муж и жена: одеты нарядно, лицом веселы, волосы золотом переливаются — сразу видно, что роду царского.
— Куда путь держишь, добрый молодец? — спрашивают. — Мимо идешь или в гости зайдешь? Или выше, на гору, поднимешься?
— Не мимо иду и не в гости к вам, и не на гору высокую, — отвечает им Энтульда, — а ищу я злодея-негодяя, что свет ворует. Не пропадал ли у вас свет? Не видели ли вы чего, не слышали ли?
Двое переглянулись и головами покачали:
— Нет, добрый молодец, не слыхали о такой беде в нашем королевстве. Надо тебе дальше идти, на край мира, туда, где солнце ночует.
— Дорогу-то укажете?
— Отчего не указать: все к востоку, потом немного к югу, потом опять к востоку; как дойдешь до каменных ворот — узнаешь, что делать дальше. Там тебе подскажут.
Поблагодарил их Энтульда и повернулся, чтобы прочь идти, а ему вслед кричат:
— Подожди, добрый молодец! У Ариэн, солнцевой хозяйки, живет сейчас наша дочь. Уже срок подходит ей домой возвращаться: нельзя в солнечных чертогах больше десяти лет прожить. Если встретишь, передай ей, что ждут ее отец с матерью, да наказ возвращаться поскорее.
— Что же она там делает? — подивился Энтульда. — Кто ее в услужение солнцевой хозяйке отдал?
— Никто не отдавал, — отвечают, — сама захотела. Дальше долго рассказывать, а путь тебе неблизкий. В свое время все узнаешь. Возьми еще вот.
И что-то, в листья завернутое, ему в руку сунули.
— Мам, а почему больше десяти лет нельзя?
— Не знаю. Жарко, наверное.
— Солнечная радиация! Помнишь, дядя Хадор — на атомной подводной лодке служил, а теперь лысый?
— Папа… она что, тоже будет лысая? Не хочу!
— Не будет, не будет, тут же сказано: больше нельзя. А меньше можно.
И пошел Энтульда на восток, на юг, снова на восток. Шел-шел, пока не уперся в ворота каменные: вниз в землю уходят, вверх до неба достают, ни обойти, ни обогнуть, ни перелезть, ни перепрыгнуть. И внутрь не зайти. Стал он туда-сюда похаживать да покрикивать, авось кто выйдет. Глядь, и правда, появился откуда ни возьмись перед воротами некто: в плащ закутался, на глаза шляпу надвинул и спрашивает сурово:
— Кто таков? Откуда родом? Чего тебе надобно в моих чертогах?
— Зовут меня Энтульда-Звездочет, родом я от батюшки с матушкой, а надобно мне найти, где солнце ночует. Беда у нас большая: повадился кто-то свет воровать.
— Ах вот оно что, — говорит закутанный. — Сказочных героев у меня еще не было. Сказку, значит, разыгрываешь? Что ж, воля твоя, проведу я тебя тайными тропами, только помни: назад тем же путем не воротишься.
Взмахнул рукой, и появилась возле ворот, прямо в камне, калиточка, толкнул ее — тут проход и открылся. Энтульда внутрь заглянул, а там темным-темно, хоть глаз выколи, и холодом веет. А закутанный его подталкивает: иди, мол, вперед, да не сворачивай. И пошел Энтульда по тайной тропе, через тени черные, по камням острым, по мосточкам узким, мимо стен без окон. Шел-шел, уж половину лембаса, что ему добрые люди в руку сунули, изгрыз, посох железный на треть истер, вдруг видит — дверь впереди. Он порог переступил, а дверь за ним пропала, будто ее и не было.
Энтульда огляделся: вокруг поле, сзади горы, за полем океан, дальше тьма непроглядная, а по небу звезды рассыпаны. Сел он на краю поля, трубу подзорную на небо наставил и ждет. Час проходит, другой, вот показались в небе три ладьи: золотая, серебряная и обычная, деревянная; золотая выше, серебряная ниже, а обычная, деревянная — поодаль. Энтульда встал, трубу спрятал и за серебряной ладьей вслед пошел. Как она ниже опустилась, он кричит:
— Эй, на ладье!
Ладья еще ниже спустилась. Энтульда снова кричит:
— Эй, на ладье!
Выглянул тут из-за борта Тилион, лунный хозяин, и говорит:
— Чего кричишь, работать мешаешь? Кто таков? Не видишь, беда у нас: свет воровать повадились.
— Зовут меня Энтульда-Звездочет, а ищу я, как вашей беде помочь. Не знаешь ли, что за недруг-злодей свет у нас ворует?
— Отчего не знать? — отвечает Тилион. — Знаю, донимает нас чудище страшное, Унголиант коварная. Уж не ведаем, как ее от нашего света отвадить. И сам бы сразиться с ней пошел, да Луну оставить не могу.
— Ты мне дорогу укажи, а дальше уж я один, — говорит ему Энтульда.
— Вот спасибо тебе, Энтульда-Звездочет! Дорогу я тебе укажу, но скажи сперва, что ты в котомке несешь.
Энтульда котомку снял и показывает: компас, подзорную трубу, секстант и лембас погрызенный, в листья завернутый. Тилион компас взял, в руках повертел, о борт ладьи постучал, дунул, вверх подбросил и назад отдал.
— Как нужда тебе придет, — говорит, — брось компас наземь, и я тебе на помощь поспешу. А путь твой лежит вон к той ладье золотой: там тебе подскажут, что дальше делать.
Энтульда компас в карман спрятал, поблагодарил Тилиона, лунного хозяина, и снова в путь-дорогу пустился.
— Мам, мам… Там же Мандос был, да?!
— Да, да, конечно.
А ладья золотая ниже и ниже спускается, совсем к земле приклонилась. Сидит в ней Ариэн, солнцева хозяйка, плачет-заливается, слезы ручьем текут, на землю капают, куда слеза упадет, там землю прожигает.
— Эй, на ладье! — кричит Энтульда.
Не слышит его Ариэн, солнцева хозяйка, только пуще прежнего рыдает. Энтульда опять:
— Эй, на ладье!
Ариэн голову подняла, глаза протерла.
— Ой, — говорит, — не в добрый час пришел ты сюда, добрый молодец. Горе у нас горькое, беда лютая приключилась.
— Что за беда? Не Унголиант ли, чудище злое, свет у вас ворует? Если так, то я ее воевать иду: помогу твоему горю.
— Она, проклятая, — говорит Ариэн. — Вышла провожать меня королевна, что у меня в услужении, а Унголиант, паучиха коварная, уже тут как тут: налетела, на волосы яркие позарилась и утащила девицу к себе в логово. Не знаю теперь, как ее отцу с матерью в глаза смотреть, как Варде-владычице показаться. И сама бы пошла королевну выручать, да Солнце не могу оставить.
— Не плачь, не горюй, — утешает ее Энтульда. — Как Унголиант одолеем, так и девицу освободим.
— Вот спасибо тебе, добрый молодец! Звать-то тебя как?
— Зовут меня Энтульда-Звездочет.
— Вот что, Энтульда-Звездочет, хоть и не могу я с тобой отправиться, но подсоблю, как умею. Покажи-ка, что ты в котомке несешь.
Энтульда снял котомку и показывает: секстант да подзорную трубу. Ариэн секстант взяла, в воздух подкинула, три раза о борт ладьи стукнула, пошептала над ним и назад протянула:
— Как нужда тебе придет, брось наземь — и я на выручку поспешу. А дорогу выспроси у Эарендила-Морехода: вон его ладья по небу плавает.
Поблагодарил ее Энтульда-Звездочет, секстант сложил за пазуху и дальше пошел, туда, где ладья простая, деревянная, в небе висит.
— Эй, на ладье! — кричит Энтульда.
Эарендил-Мореход свесился с ладьи и отвечает:
— Чего кричишь, все звезды распугал! Кто таков? Куда направляешься?
— Зовут меня Энтульда-Звездочет, а иду я Унголиант-паучиху воевать да девицу из беды выручать. Не знаешь ли, где Унголиант хоронится?
— Отчего не знать? — отвечает Эарендил-Мореход. — Знаю. Все мне с небес видно, все замечаю. Хоронилась она раньше в горах высоких за морем-океаном, да как затряслись горы высокие, как нахлынуло море-океан — сюда перебралась. Вон там ее логово.
И вдаль показывает.
— Я бы и сам ее поборол, да с курса надолго свернуть не могу. А тебе подсоблю, коли попросишь. Показывай, что у тебя в котомке.
Энтульда-Звездочет подзорную трубу из котомки вытряхнул. Поглядел на нее Эарендил-Мореход, три волшебных слова прошептал и говорит:
— Как придет тебе нужда, брось трубу наземь, и я на помощь тебе поспешу. А теперь иди, да поторапливайся.
Энтульда трубу в котомку спрятал, за спину закинул, поблагодарил Эарендила-Морехода и в путь пустился.
— Мам, а как она туда попала, а?
— Не знаю, по Хелькараксэ прошла, наверное.
Долго ли, коротко ли шел Энтульда-Звездочет, а добрался до логова паучьего. И выползает ему навстречу Унголиант-паучиха, чудище коварное.
— Чего тебе надо? — спрашивает. — Принес ли сокровищ, каменьев драгоценных?
— Нет, — говорит Энтульда-Звездочет, — не принес. Не затем я к тебе пришел, чудище проклятое!
— Нет? Что поделаешь: придется девицей поужинать, а тобой, добрый молодец, закусить, хоть ты и не светишься.
И назад в логово поползла, а Энтульда за ней пробрался и видит: в углу сидит девица красоты неописуемой, кудри золотом горят, по плечам волной спадают.
— Мама! Она ее съест! Съест!!!
— Стой, чудище поганое, Унголиант злобная! — закричал Энтульда-Звездочет. — Хватит бояться-хорониться, выходи со мной на битву!
— Говори, да не заговаривайся, — отвечает ему Унголиант. — Побороть меня сумеет лишь один Энтульда-Звездочет, да он, небось, еще не родился, а если родился, на бой не сгодился, а если сгодился, сюда не добрался.
— Вот он я, Энтульда-Звездочет, перед тобой стою!
Махнул железным посохом и отсек у Унголиант-паучихи две лапы. Набросилась она на Энтульду, и принялись они биться. Бились-бились, по колено Энтульда в землю ушел. Вытащил он тогда компас из кармана, бросил оземь, почуял Тилион, что дело неладно, и пустил в паучиху стрелу серебряную. Энтульда опомнился, из земли вылез, отряхнулся, махнул посохом и еще две лапы снес. Снова бились-бились, по пояс он в землю ушел. Вытащил тогда секстант из-за пазухи, наземь бросил, поняла Ариэн, солнцева хозяйка, что в беде Энтульда, подвела ладью поближе; Унголианта за светом солнечным бросилась. Энтульда опомнился, из земли вылез, отряхнулся, махнул посохом, еще две лапы отрубил и думает: «Теперь-то конец ей настанет». Но не тут-то было. На четырех лапах бросилась она на него. Бьются-бьются, час бьются, другой, ушел Энтульда по грудь в землю. Снял он тогда котомку со спины да прямо так наземь бросил. Услышал то высоко в небесах Эарендил-Мореход: случилось ему как раз над логовом ладью проводить. Пустил он ладью вниз, прямо по Унголианте килем прошелся и вверх снова взмыл. Энтульда-Звездочет опомнился, из земли выбрался, отряхнулся, только посохом махнуть вздумал — глядь, а она уже мертвая лежит. Кровь повсюду, брюхо распорото, а внутри что-то ярким пламенем горит.
Вот подходит Энтульда к ней, внутрь заглядывает: там и злато, и серебро, и каменья драгоценные, и яркие яхонты, и нарядные уборы, а всего ниже, на самом дне брюха – будто вода или молоко, серебром-золотом переливается, словно Солнце светит. И говорит ему королевна:
— Надобно бы этот свет вычерпать, в бочку собрать да владыкам отдать.
— Где же мы, — удивился Энтульда, — бочку отыщем?
— Да я у Ариэн попрошу.
Энтульда злато-серебро выгреб, в плащ свой завернул, тем временем и королевна с бочкой вернулась.
— Пойдем домой, — зовет.
— Постой, — говорит он ей. — А как же ты, королевна, к солнцевой хозяйке в услужение попала?
— То не позор, а почет, — отвечает она. — Жаль только, вышел мой срок, возвращаться к отцу с матерью пора, заждались меня, поди.
И провела она его солнечными тропами прямо к городу, что вокруг большой горы стоял. Отец с матерью обрадовались, что дочь жива-невредима вернулась, а как попросил Энтульда ее руки, противиться не стали.
Сокровища спасенные отдал Энтульда королю своему, а свет в бочке владыкам вернул. Год не прошел, как свадьбу сыграли. И стали они жить-поживать и добра наживать.
— Мам, а кто такой Добран?
— Какой Добран?
— Которого они стали жевать.
И я там был, чай с медом пил, по усам текло, а в рот не попало. А свет в бочке владычица Вана увидала, от радости весь расплескала, и рассыпалась светлая роса по горам и по лесам; куда капли попали, там теперь морошка растет. На том и сказке конец, а кто слушал — молодец.
***
— Не бери больше у себя в институтской библиотеке сказок, хорошо? Я лучше в районной возьму.
— Почему? Серьезное академическое издание.
— Какая-то странная сказка: я в детстве другие читала — «Турин Злосчастный», «Эланор и три варга»... И картинок нет.
Конец.
К этой сказке есть две иллюстрации.
Первую нарисовала Berthelien.
читать дальше

Вторая - это обложка сборника сказок, который родители читали маленькому сыну.
читать дальше

И о тексте
Когда объявили задание этапа - "Сказка", мы обрадовались несказанно. Во-первых, все, что мы пишем, это на самом-то деле сказки. Что-то больше, что-то меньше, но все - сказки. Во-вторых, в сочинении сказок по заданной модели у нас богатый опыт. Когда я только увлеклась Проппом (а было это лет... десять назад), мы каждый вечер рассказывали друг другу по сказке, стараясь соблюдать модель. Так что примечание о том, что сказка выверена по Проппу, - это не попытка проверить гармонию алгеброй, которая разочаровала кого-то из читателей, а признание, что иначе - не умеем.
Список потенциальных сюжетов, подходящих для игры, у нас уже был. Мы выудили оттуда заготовку "Что-нибудь про Эарендила и Унголианту" и начали сочинять сюжет.
Надо сказать, что я не очень хороший автор и не очень хороший канонист. Как автор я не строю схем, не проверяю сюжет на стройность, не выписываю ему завязку-кульминацию-развязку, не продумываю отдельно характеры ("как ваш герой бы отреагировал на такой-то стимул?" - то есть, когда мне надо прописать реакцию на стимул, я придумаю, а заблаговременно, чтобы представить объемный характер, - нет). Здесь... здесь - Пропп уже давно въелся мне в подкорку, и идею о том, как строятся сказки, не искоренить.
Чтобы выдержать стиль, мне нужно читать стилистов. Тут я принялась читать сказки (еще один недостаток короткого времени на задание: мне нужно было минимум три дня, чтобы начитать стиль, а потом только я могла писать свой текст). Причем я намеренно читала только сказки со змеем, чтобы не углубляться в дебри. В процессе выяснилось, что без царевны никак, и пришлось вводить царевну.
Потом С. Кралов придумал сделать вставки из "Седьмой эпохи" (или Шестой?) - так наша воображаемая команда проникла в команду настоящую. Папа, который принес академический сборник сказок, работает в какой-то физической лаборатории при университете. Я даже примерно представляю, где и как он может пересекаться с нашими героями из фанфика с прошлой БПВ. Мама попросила принести сказок - почитать ребенку; он недолго думая зашел в университетскую библиотеку и взял академический сборник. Без картинок. Неадаптированный. Незнакомые обычному ребенку сюжеты.
Но не так страшно, как в оригинальных сказках, например, у Братьев Гримм.
А еще я не очень хороший канонист, и, если какая-то версия мне не нравится, я роюсь в "Истории Средиземья", пока не найду подходящую.
Уже в самом конце я начала жалеть, что не добавила сказке оригинальности - наоборот, ограничилась стандартной схемой. А можно было бы деконструировать сюжет... Но было уже поздно, да я и не представляла, как это делается. Хотя вышло, кажется, и так достойно.
Еще одно. Мы всегда (почти всегда) пишем в соавторстве, то есть вместе продумываем сюжет и проигрываем диалоги. Текст обычно пишет кто-то один. Здесь текст - мой.
И в кои-то веки, я не проморгала пост
Сказку твою перечитывала уже несколько раз, всегда с удовольствием, и всегда вкусные детальки видны, и что-то чисто сказочное, типа "сделай мне, батюшка, посох железный", и связанное с каноном -все сильмовские образы узнаваемы, несмотря на сказочные обстоятельства. И Намо в шляпе это
А в "О тексте" меня поразило вот это:
Когда я только увлеклась Проппом (а было это лет... десять назад), мы каждый вечер рассказывали друг другу по сказке, стараясь соблюдать модель.
Круто! Я десять лет назад еще не знала, кто такой Пропп.
Потом С. Кралов придумал сделать вставки из "Седьмой эпохи" (или Шестой?) - так наша воображаемая команда проникла в команду настоящую. Папа, который принес академический сборник сказок, работает в какой-то физической лаборатории при университете. Я даже примерно представляю, где и как он может пересекаться с нашими героями из фанфика с прошлой БПВ. Мама попросила принести сказок - почитать ребенку; он недолго думая зашел в университетскую библиотеку и взял академический сборник. Без картинок. Неадаптированный. Незнакомые обычному ребенку сюжеты.
И ты еще говоришь, что не продумываешь отдельно характеры! Если ты так много знаешь о персонажах, то характеры их все равно складываются, даже если ты не зацикливаешься на этом специально.
И все-таки ваша Седьмая Эпоха Арды - это совершенно отдельная суперидея! Я сама с трудом могу прендставить что-то в Средиземье после ВК, может, поэтому и в фандом пришла только когда меня конкретно переклинило на Валиноре... но ваших с С. Краловым текстах все очень живо представляется в развитии. Это я, конечно, не столько о вставках здесь (хотя они очень классные!), сколько вообше. К слову пришлось. Как бы выцыганить у вас что-нибудь масштабное на эту тему...
Хотя вышло, кажется, и так достойно.
Вышло отлично, имхо.
В сказке есть какие-то элементы, которые обязательно надо вставить, иначе это будет сказка, но не полноценно стилизованная.
И Намо в шляпе это
Слушай, ну Намо в шляпе - это даже не канон. Это гиперканон (как есть гипертекст - текст с отсылками к другим; так и гиперканон - канон с собственными отсылками). Помнишь скандинавского мужика-с-горы?
Я десять лет назад еще не знала, кто такой Пропп.
Мне-то ладно - я была в старших классах школы. А представляешь, какого было С. Кралову в том возрасте узнать, кто такой Пропп?
Если ты так много знаешь о персонажах, то характеры их все равно складываются, даже если ты не зацикливаешься на этом специально.
Ну... наверное. Хотя я не про всех персонажей так много знаю.
Как бы выцыганить у вас что-нибудь масштабное на эту тему...
Пока никак - у нас нет связных сюжетов...
И потом, это же махровое АУ, потому что канон по поздним эпохам - это Эльфвинэ. И вообще, Седьмую эпоху мы наблюдаем вокруг.
Jedith, спасибо!
Б.Сокрова, ага. я понимаю. Я это отметила только потому, что оно, в моих глазах, по крайней мере, придает истории. которая вся хороша, еще особое очарование.
Слушай, ну Намо в шляпе - это даже не канон. Это гиперканон (как есть гипертекст - текст с отсылками к другим; так и гиперканон - канон с собственными отсылками). Помнишь скандинавского мужика-с-горы?
Да-да, помню мужика! Но вообще в фандоме Намо не часто выпадает поносить этот головной убор.
Мне-то ладно - я была в старших классах школы. А представляешь, какого было С. Кралову в том возрасте узнать, кто такой Пропп?
О да, это сильно! Даже странно, что при таком раскладе филолог из вас только один
Пока никак - у нас нет связных сюжетов...
Жалко. Может, вам помог бы какой-нибудь дедлайн... только где его взять. А может, и не помог бы, не знаю. Но такая идея стоит того, чтоб ее как следует воплотить.
И потом, это же махровое АУ, потому что канон по поздним эпохам - это Эльфвинэ. И вообще, Седьмую эпоху мы наблюдаем вокруг.
Ох. Да, я знаю. Но вот загвоздка: если говорить о литературе такого рода вообще, я предпочитаю сюжеты где волшебные элементы - часть обычного мира, а не отдельный мир. Но при этом воспринимать так Арду я почему-то не могу. Ну, то есть, могу, но с трудом.
Ну не скажи, не скажи... Если очень захотеть... norlin-nolde.diary.ru/p194741733.htm
Все шляпы отнял Гэндальф!
Жалко. Может, вам помог бы какой-нибудь дедлайн... только где его взять. А может, и не помог бы, не знаю. Но такая идея стоит того, чтоб ее как следует воплотить.
Не знаю, помог бы, думаешь?
Но при этом воспринимать так Арду я почему-то не могу. Ну, то есть, могу, но с трудом.
Да, мне тоже трудно. Меня только Эльфвинэ немного примирил.
Даже странно, что при таком раскладе филолог из вас только один
Сами удивляемся! Но больше семья удивляется, что при обоих родителях-математиках и бабушках-дедушках-инженерах вообде получился филолог.
f-lempi, все так. Все к тому же.
История Эльфвинэ однозначно показывает, что в каноне результат развития Арды - не параллельный мир, а наш; или мир, очень похожий на наш, где есть викинги, английские города и король Эдуард Старший.
Найденные в Ирландии эльфы только подкрепляют этот тезис.
И это значит, что историю о том, как в Гондоре должность наместника стала выборной, как ввели контрассигнацию и т.д., и тем более космические истории надо маркировать АУ.
Б.Сокрова, коварный какой!
Не знаю, помог бы, думаешь?
Ну... может быть. Кажется, ты, как и я, на конкурсы пишешь больше и быстрее, чем обычно.
vinyawende, Кажется, ты, как и я, на конкурсы пишешь больше и быстрее, чем обычно.
Это точно!
Дедлайн поможет, но не для длинного. На конкурсы мой потолок - это страниц десять.
Или можно самой себе ставить дедлайн и, например, писать в месяц по рассказу на эту тему... или хотя бы в два месяца... но это чисто теоретическое предложение, у меня этот способ не работает вообще. Мозг чует, что дедлайн ненастоящий, и не напрягается
Пытались уже.
ну, можно и в формате конкурса делать фики разных этапов связанными между собой, так чтобы потом можно было уже неанонимно представить их как цикл или хотя бы часть цикла, а потом еще недостающие дописать.
Нет, я просто не потяну, десять страниц - это совсем-совсем потолок! Больше одного фика такого размера за одну игру я не выдам!
Б.Сокрова, понятно, значит, не катит.
Нет, я просто не потяну, десять страниц - это совсем-совсем потолок! Больше одного фика такого размера за одну игру я не выдам!
Так, а про какие десять страниц мы говорим? Это сколько знаков или слов? И может же и небольшая история вмещать в себя большое содержание. Как твои же фики в БПВ, например.
Тот пост и особенно комменты к нему были все-таки в порядке
гонабезудержного полета фантазии. Я не воспринимаю наш мир как продолжение Арды. Это же все мифоистория, псевдоистория.vinyawende, Это сколько знаков или слов?
Где-нибудь 25 тысяч знаков.
Б.Сокрова, это средних размеров минифик, но вообще мини может быть и меньше. А даже
немножечно, чайная ложечкаодин мини это уже хорошо, по крайней мере, лучше, чем ничего.Тот пост и особенно комменты к нему были все-таки в порядке гона безудержного полета фантазии. Я не воспринимаю наш мир как продолжение Арды. Это же все мифоистория, псевдоистория.
f-lempi, но можено в рамках этой псевдоистории написать об эльфах, доживших до современности, используя реалии нашего мира, и это не будет АУ, раз уж Толкин сам написал, что мир один и тот же. А вот если наоборот писать, что Арда в поздние эпохи развивалась иначе, то АУ ставить уже надо, но, на мой взгляд, в пометке АУ нет ничего плохого.
Нельзя сказать, что у нас вообще ничего... Но да, наверное, лучший вариант - это конкурс.