Пожиратель младенцев
...ну, по «Витязю в тигровой шкуре»; по армянской мифологии; немного по мировой истории.
Если сразу очень непонятно, лучше сначала проследовать в примечания (они в конце текста).
Забавно, что ровно пять лет назад я писала пост об этом сюжете.
Искандер в плену у каджей
читать дальшеКаждый мнит Каджи мнят себя стратегом, видя бой со стороны.
Поговорке про стратегов верит только идиот.
Всякий славный полководец к нам в коллекцию идет:
Есть Сунь-Цзы и Цезарь; те есть, о ком пишет Геродот;
Александр Македонский лично в битву нас ведет.
Вавилон, 323 до н.э.
— Государь.
Сгинь с глаз моих. Смотреть на тебя не хочется. Ну что ты опять явился. Просто уйди.
До чего же тошно. Эти гады меня все-таки отравили.
— Государь, подпишите…
Ну что ты мне суешь, идиот? Не видишь, я даже руку поднять не могу?
— Государь, ваше завещание…
Какое еще завещание, ты о чем? Ты бы еще плакальщицу привел, недоумок: я умирать пока не собираюсь. Вызови лучше врача. Что значит, уже вызвал; что значит, уже был? Как здесь холодно. Хватит экономить дрова — хоть ради своего государя уж расщедрились бы.
— Государь, к вам супруга.
О нет, только не женщины. Не пускай ее. Лучше окно открой: душно.
— Государь, она настаивает.
Как все-таки худо, совсем ничего не соображаю. Зря я тогда полез к той реке. В болотах можно на всякое натолкнуться.
Темно. Эй, кто-нибудь? Все оглохли? Помоги…
Скрипит дверь. Кто здесь? Не вижу. Ты за мной? Уже? Так рано? Ты наш или местный?
— Спать.
Спать.
Где? Когда?
Нда. На Элизиум это откровенно не похоже. А я уж надеялся. Комната какая-то, горы за окном. Высоко.
— Проснулся?
А то ты сам не видишь? Ты кто такой вообще?
— Надо поговорить.
Ну давай поговорим. Что?! Я?! Властелин всей Азии — комендантом захудалой крепости? Вы совсем там разума лишились? Ни за что.
— Подумай еще.
Что тут думать-то.
Где? Через день.
— Государь, тут вот этот…
Государь? Это мне? Нет, за дверью шушукаются. Так…
— Подумал?
Тут с вами подумаешь, как же. О, а этот ничего. По крайней мере, кажется, меч держать умеет — может, с этим получится поговорить.
— Уйти ты волен в любой момент.
Ну да, ну да, знаем мы такое, спасибо.
— Но куда ты пойдешь?
Глупый вопрос: куда все, туда и я, наверное, разве нет? Хотя… бессмертие, пусть даже в этих странных горах, звучит довольно заманчиво: сложно такое представить, но вдруг не Элизиум? Не очень-то хочется провести вечность стенающей тенью. А расскажите-ка мне подробнее, какие у меня будут задачи, кроме, о боги, командования крепостью? Может, какие-то завоевательные походы намечаются?
Я согласен.
Каджети, начало 1200-х годов н.э.
— Искандер.
Что?
— Искандер!
Да что ей от меня надо?
— Искандер же!
Как она мне надоела. Кто вообще придумал пускать женщин во власть? Как же было хорошо все эти годы…
— Искандер, я, вообще-то, к тебе обращаюсь.
Ненавижу эту бабу. Одна надежда: племянник скоро войдет в возраст — парень вроде перспективный. Справимся. Недолго осталось…
— Искандер, ты вообще слушаешь?
Слушаю, слушаю, моя госпожа, я весь внимание.
— Я должна буду уехать…
Ну наконец-то, хоть отдохнем от нее. Небось опять на свадьбу? Сколько можно: вон она и у нас намечает. Между прочим, к девице пришлось приставить одного из моих людей, с которым, кстати, хотя бы на человеческом языке можно было поговорить, — охраняют, как будто у нас сидит не одна нежная девушка, а целый вражеский отряд.
— …моя сестра…
Вот, я так и думал. Догадаться было несложно.
— …и я должна отдать последний долг.
А, все-таки похороны. Извините, перепутал. Ну, в любом случае, скатертью дорога. Надеюсь, ехать далеко, путь неблизкий…
— И ты едешь со мной.
Что?! Я теперь вхожу в свиту царицы? Вот спасибо, а как же крепость?
— А вдруг что по дороге случится: мы ведь всей семьей едем.
То есть я должен буду теперь работать ее телохранителем?
— Ты там наладь оборону крепости, распиши все подробно для гарнизона — у тебя же все отработано, наверное, они без тебя справятся.
Да… не Артемисия. Не командовать тебе армиями, дорогая моя. Я ведь тысячу раз говорил им, каждому, что мой профиль — это крепости брать, а не защищать, но нет, все эти сотни лет они с завидным упорством требуют, чтобы я отражал атаки на их твердыню. А теперь еще и без меня. Я им что, теоретик военного дела? Ладно, что поделаешь, оставлю гарнизон побольше: надеюсь, эти дуболомы ничего не перепутают. Если что, пусть она пеняет на себя — сама будет виновата. Эх, удалось бы в походе завоевать парочку городов…
Каджети, через несколько месяцев.
Ну зачем так вопить. Да, мы все уже поняли, что ты умеешь орать, хватит. Подумаешь, чужой гарнизон. Подумаешь, кто-то захватил. Тоже мне трагедия. А я ведь говорил; а я ведь предупреждал, но нет, мы же не слушаем. Дура.
— Искандер…
Вот только давайте без угроз. Да отобью я нашу крепость назад, успокойся уже — там народу всего ничего, это мне на один зуб. Да, жалко наших; да, ребята были толковые; да, разграбили — ну, когда крепости берут, такое вообще-то случается. Ах, еще и свадьба сорвалась, вот это главная беда, конечно. О, и чье-то войско на подходе, вижу, понял. Не надо нервничать.
— Значит, так…
А, теперь мы ставим условия. Хорошо. Отогнать врагов — раз; восстановить сокровища — два (тебе же не нужны те самые сокровища, верно? Обычно просто отбирают чужое); вернуть крепость — три. Отлично, вот это я умею.
— Когда сделаешь это…
Угу. Так, в смысле? Что значит «сделаешь это, расчет возьмешь в кассе и можешь быть свободен»? То есть — свободен? Вообще свободен? Совсем свободен?!
Свободен!
Τέλος
Примечания
читать дальше1. Базовая предпосылка фанфика — канонический момент армянской мифологии, цитирую: «Каджи и вишапы держат в узах Александра (Македонского) в Риме, Артавазда, армянского царя, в Масисе и Ерванда в реках и тёмных местах» (Н. Я. Марр via kronk.spb.ru/library/piotrovsky-bb-1939-2.htm).
2. Сомневаюсь, что читатели помнят или вообще знают мелкие детали сюжета «Витязя в тигровой шкуре», поэтому напишу пересказ тех мест, которые актуальны для этого фанфика.
В какой-то момент своих странствий возлюбленная главного героя, Нестан-Дареджан, попалась каджам (полуволшебные существа, живут в крепости Каджети), они взяли ее в плен и заточили в башню. Тогдашняя царица каджей (сестра предыдущего царя, регент при малолетнем племяннике) задалась целью устроить свадьбу девушки с наследником престола, однако ей как раз пришлось уехать на похороны сестры. Основная часть жителей крепости, включая всех «колдунов и чародеев», поехала с ней, в крепости остался довольно большой гарнизон. Как раз в этот момент главные герои пришли выручать девушку. Они, проявив отвагу, взяли крепость, освободили девушку, убили весь гарнизон, вывезли сокровища, оставили в крепости 60 своих людей, — в общем, победили каджей, — а затем подарили Каджети и близлежащие земли «царю морей».
Несколько цитат из канона об этой истории:
читать дальше
Дулардухт, сестра царева, величава, как скала.
И никто ее дружине причинить не смеет зла.
Двух сирот, Росана с Родьей, под присмотр она взяла
И, воссев на трон Каджети, правит царские дела.
<...>
Колдунов и чародеев Дулардухт берет с собою,
Ибо путь ее опасен, а враги готовы к бою.
Крепость каджей остается под охраной боевою,
И теперь уже царица, верно, плачет над сестрою.
Крепость каджей неприступна. Под охраной трех ворот
Там скала стоит крутая, упираясь в небосвод,
И внутри скалы той чудной проведен подземный ход,
Он на самую вершину в башню пленницы ведет.
Там всегда стоит у входа боевое охраненье.
Десять тысяч лучших стражей охраняют укрепленье,
Их не менее трех тысяч насчитал я в каждой смене...»
Мир обрек тебя, о сердце, на заботу и томленье!
3. По (юмористической) мысли авторов, каджи собирают у себя великих стратегов, оставшихся в истории, похищая/спасая их в момент их исторической смерти и делая отчасти бессмертными. К Нестан-Дареджан, таким образом («в башне деве служит евнух и устроена светлица»), был приставлен византийский полководец Нарсес (478–573 н.э.), военачальник и при этом евнух. После отставки Александра им пришлось похитить кого-то, опытного в обороне крепостей.
4. Из армянской мифологии же знаем, что каджи обожают свадьбы: «Но есть и специфические черты, присущие только каджам: они похожи на вишапов-драконов и дэвов, живут в горах и там имеют храмы, воюют, охотятся, воруют у людей пшеницу и вино, любят музыку, устраивают свадьбы, сводят с ума людей, заплетают конские гривы, управляют вихрем» (elar.urfu.ru/bitstream/10995/79834/1/vopon_2018...).
5. «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны» — строчка из канона в не очень известном переводе А. Цагарели, которая не имеет никакого отношения к каджам.
Если сразу очень непонятно, лучше сначала проследовать в примечания (они в конце текста).
Забавно, что ровно пять лет назад я писала пост об этом сюжете.
Искандер в плену у каджей
читать дальше
Поговорке про стратегов верит только идиот.
Всякий славный полководец к нам в коллекцию идет:
Есть Сунь-Цзы и Цезарь; те есть, о ком пишет Геродот;
Александр Македонский лично в битву нас ведет.
Вавилон, 323 до н.э.
— Государь.
Сгинь с глаз моих. Смотреть на тебя не хочется. Ну что ты опять явился. Просто уйди.
До чего же тошно. Эти гады меня все-таки отравили.
— Государь, подпишите…
Ну что ты мне суешь, идиот? Не видишь, я даже руку поднять не могу?
— Государь, ваше завещание…
Какое еще завещание, ты о чем? Ты бы еще плакальщицу привел, недоумок: я умирать пока не собираюсь. Вызови лучше врача. Что значит, уже вызвал; что значит, уже был? Как здесь холодно. Хватит экономить дрова — хоть ради своего государя уж расщедрились бы.
— Государь, к вам супруга.
О нет, только не женщины. Не пускай ее. Лучше окно открой: душно.
— Государь, она настаивает.
Как все-таки худо, совсем ничего не соображаю. Зря я тогда полез к той реке. В болотах можно на всякое натолкнуться.
Темно. Эй, кто-нибудь? Все оглохли? Помоги…
Скрипит дверь. Кто здесь? Не вижу. Ты за мной? Уже? Так рано? Ты наш или местный?
— Спать.
Спать.
Где? Когда?
Нда. На Элизиум это откровенно не похоже. А я уж надеялся. Комната какая-то, горы за окном. Высоко.
— Проснулся?
А то ты сам не видишь? Ты кто такой вообще?
— Надо поговорить.
Ну давай поговорим. Что?! Я?! Властелин всей Азии — комендантом захудалой крепости? Вы совсем там разума лишились? Ни за что.
— Подумай еще.
Что тут думать-то.
Где? Через день.
— Государь, тут вот этот…
Государь? Это мне? Нет, за дверью шушукаются. Так…
— Подумал?
Тут с вами подумаешь, как же. О, а этот ничего. По крайней мере, кажется, меч держать умеет — может, с этим получится поговорить.
— Уйти ты волен в любой момент.
Ну да, ну да, знаем мы такое, спасибо.
— Но куда ты пойдешь?
Глупый вопрос: куда все, туда и я, наверное, разве нет? Хотя… бессмертие, пусть даже в этих странных горах, звучит довольно заманчиво: сложно такое представить, но вдруг не Элизиум? Не очень-то хочется провести вечность стенающей тенью. А расскажите-ка мне подробнее, какие у меня будут задачи, кроме, о боги, командования крепостью? Может, какие-то завоевательные походы намечаются?
Я согласен.
Каджети, начало 1200-х годов н.э.
— Искандер.
Что?
— Искандер!
Да что ей от меня надо?
— Искандер же!
Как она мне надоела. Кто вообще придумал пускать женщин во власть? Как же было хорошо все эти годы…
— Искандер, я, вообще-то, к тебе обращаюсь.
Ненавижу эту бабу. Одна надежда: племянник скоро войдет в возраст — парень вроде перспективный. Справимся. Недолго осталось…
— Искандер, ты вообще слушаешь?
Слушаю, слушаю, моя госпожа, я весь внимание.
— Я должна буду уехать…
Ну наконец-то, хоть отдохнем от нее. Небось опять на свадьбу? Сколько можно: вон она и у нас намечает. Между прочим, к девице пришлось приставить одного из моих людей, с которым, кстати, хотя бы на человеческом языке можно было поговорить, — охраняют, как будто у нас сидит не одна нежная девушка, а целый вражеский отряд.
— …моя сестра…
Вот, я так и думал. Догадаться было несложно.
— …и я должна отдать последний долг.
А, все-таки похороны. Извините, перепутал. Ну, в любом случае, скатертью дорога. Надеюсь, ехать далеко, путь неблизкий…
— И ты едешь со мной.
Что?! Я теперь вхожу в свиту царицы? Вот спасибо, а как же крепость?
— А вдруг что по дороге случится: мы ведь всей семьей едем.
То есть я должен буду теперь работать ее телохранителем?
— Ты там наладь оборону крепости, распиши все подробно для гарнизона — у тебя же все отработано, наверное, они без тебя справятся.
Да… не Артемисия. Не командовать тебе армиями, дорогая моя. Я ведь тысячу раз говорил им, каждому, что мой профиль — это крепости брать, а не защищать, но нет, все эти сотни лет они с завидным упорством требуют, чтобы я отражал атаки на их твердыню. А теперь еще и без меня. Я им что, теоретик военного дела? Ладно, что поделаешь, оставлю гарнизон побольше: надеюсь, эти дуболомы ничего не перепутают. Если что, пусть она пеняет на себя — сама будет виновата. Эх, удалось бы в походе завоевать парочку городов…
Каджети, через несколько месяцев.
Ну зачем так вопить. Да, мы все уже поняли, что ты умеешь орать, хватит. Подумаешь, чужой гарнизон. Подумаешь, кто-то захватил. Тоже мне трагедия. А я ведь говорил; а я ведь предупреждал, но нет, мы же не слушаем. Дура.
— Искандер…
Вот только давайте без угроз. Да отобью я нашу крепость назад, успокойся уже — там народу всего ничего, это мне на один зуб. Да, жалко наших; да, ребята были толковые; да, разграбили — ну, когда крепости берут, такое вообще-то случается. Ах, еще и свадьба сорвалась, вот это главная беда, конечно. О, и чье-то войско на подходе, вижу, понял. Не надо нервничать.
— Значит, так…
А, теперь мы ставим условия. Хорошо. Отогнать врагов — раз; восстановить сокровища — два (тебе же не нужны те самые сокровища, верно? Обычно просто отбирают чужое); вернуть крепость — три. Отлично, вот это я умею.
— Когда сделаешь это…
Угу. Так, в смысле? Что значит «сделаешь это, расчет возьмешь в кассе и можешь быть свободен»? То есть — свободен? Вообще свободен? Совсем свободен?!
Свободен!
Τέλος
Примечания
читать дальше1. Базовая предпосылка фанфика — канонический момент армянской мифологии, цитирую: «Каджи и вишапы держат в узах Александра (Македонского) в Риме, Артавазда, армянского царя, в Масисе и Ерванда в реках и тёмных местах» (Н. Я. Марр via kronk.spb.ru/library/piotrovsky-bb-1939-2.htm).
2. Сомневаюсь, что читатели помнят или вообще знают мелкие детали сюжета «Витязя в тигровой шкуре», поэтому напишу пересказ тех мест, которые актуальны для этого фанфика.
В какой-то момент своих странствий возлюбленная главного героя, Нестан-Дареджан, попалась каджам (полуволшебные существа, живут в крепости Каджети), они взяли ее в плен и заточили в башню. Тогдашняя царица каджей (сестра предыдущего царя, регент при малолетнем племяннике) задалась целью устроить свадьбу девушки с наследником престола, однако ей как раз пришлось уехать на похороны сестры. Основная часть жителей крепости, включая всех «колдунов и чародеев», поехала с ней, в крепости остался довольно большой гарнизон. Как раз в этот момент главные герои пришли выручать девушку. Они, проявив отвагу, взяли крепость, освободили девушку, убили весь гарнизон, вывезли сокровища, оставили в крепости 60 своих людей, — в общем, победили каджей, — а затем подарили Каджети и близлежащие земли «царю морей».
Несколько цитат из канона об этой истории:
читать дальше
Дулардухт, сестра царева, величава, как скала.
И никто ее дружине причинить не смеет зла.
Двух сирот, Росана с Родьей, под присмотр она взяла
И, воссев на трон Каджети, правит царские дела.
<...>
Колдунов и чародеев Дулардухт берет с собою,
Ибо путь ее опасен, а враги готовы к бою.
Крепость каджей остается под охраной боевою,
И теперь уже царица, верно, плачет над сестрою.
Крепость каджей неприступна. Под охраной трех ворот
Там скала стоит крутая, упираясь в небосвод,
И внутри скалы той чудной проведен подземный ход,
Он на самую вершину в башню пленницы ведет.
Там всегда стоит у входа боевое охраненье.
Десять тысяч лучших стражей охраняют укрепленье,
Их не менее трех тысяч насчитал я в каждой смене...»
Мир обрек тебя, о сердце, на заботу и томленье!
3. По (юмористической) мысли авторов, каджи собирают у себя великих стратегов, оставшихся в истории, похищая/спасая их в момент их исторической смерти и делая отчасти бессмертными. К Нестан-Дареджан, таким образом («в башне деве служит евнух и устроена светлица»), был приставлен византийский полководец Нарсес (478–573 н.э.), военачальник и при этом евнух. После отставки Александра им пришлось похитить кого-то, опытного в обороне крепостей.
4. Из армянской мифологии же знаем, что каджи обожают свадьбы: «Но есть и специфические черты, присущие только каджам: они похожи на вишапов-драконов и дэвов, живут в горах и там имеют храмы, воюют, охотятся, воруют у людей пшеницу и вино, любят музыку, устраивают свадьбы, сводят с ума людей, заплетают конские гривы, управляют вихрем» (elar.urfu.ru/bitstream/10995/79834/1/vopon_2018...).
5. «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны» — строчка из канона в не очень известном переводе А. Цагарели, которая не имеет никакого отношения к каджам.
(Еще какая-то интонация в его описании... в чем-то феанорингская. Гм, в каком бы сюжете им встретиться?)
...и да, нырнув в старую запись, сообщаю - раннему Марру определенно стоит верить, сколько помню, он в районе древне-армянской столицы Ани усиленно копал (а потом догадался отправить железнодорожный вагон с накопанным обратно из Петербурга в Армению в 1917 году.... и где тот вагон?!), - а, видимо, и этнографию-мифологию заодно собирал...
Я в какой-то момент про него читала (потому что он помимо прочей радости, еще и основатель того, из чего получился Институт археологии
- Ты знаешь, что такое Ани?
- Ани? Там - Марр.
"Но что это: камень, дерево, или человек - он не знал"(с)
В общем, сам Марр тоже миофлогизировался.....
Интересно, куда направится дальше?
Думаю, что все-таки в Элизиум...
(Еще какая-то интонация в его описании... в чем-то феанорингская. Гм, в каком бы сюжете им встретиться?
О, интересная мысль. (Не знаю, почему так вышло с интонацией, честно говоря, но любопытно). А сюжет... хм, наверное, античность и Арда довольно легко просачиваются друг в друга в сюжетах, так что можно придумать.
раннему Марру определенно стоит верить, сколько помню, он в районе древне-армянской столицы Ани усиленно копал (а потом догадался отправить железнодорожный вагон с накопанным обратно из Петербурга в Армению в 1917 году.... и где тот вагон?!), - а, видимо, и этнографию-мифологию заодно собирал...
О! Спасибо! Отлично!
"Но что это: камень, дерево, или человек - он не знал"(с)
В общем, сам Марр тоже мифологизировался.....
Невероятно!!! Никогда не знала об этом.
Но в незапамятные времена мы с С.Краловым придумали фантастический сюжет об одном довольно диком племени, которое как божеству поклоняется именно Марру. Надо же, какое совпадение с реальностью!
потому что он помимо прочей радости, еще и основатель того, из чего получился Институт археологии
О-о-о, так мы с вами в каком-то смысле "научные сестры": наш институт тоже Марр в свое время основал.
*Snowberry*, о, очень рада, что нравится!