Пожиратель младенцев
Товарищи, близкие философии!
Расскажите мне, пожалуйста, простым языком:
читать дальше
5. Как между собой соотносятся бытие, сущее, существование, материя и субстанция? В каких они отношениях друг с другом? Они все - это разное?
6. Что самое важное в эстетическом? (Не знаю, как сформулировать. У нас есть вопрос "эстетическое отношение к действительности. Особенности художественного мышления", и он невероятно мутный. Я не понимаю, что в этой теме главное).
7. Необязательный. Как вы, проучившись столько времени философии, сохранили здравый рассудок? Я уже - после недели подготовки - вижу мир то в категориях Канта, то в единстве материи и движения, то еще как-нибудь...
Расскажите мне, пожалуйста, простым языком:
читать дальше
5. Как между собой соотносятся бытие, сущее, существование, материя и субстанция? В каких они отношениях друг с другом? Они все - это разное?
6. Что самое важное в эстетическом? (Не знаю, как сформулировать. У нас есть вопрос "эстетическое отношение к действительности. Особенности художественного мышления", и он невероятно мутный. Я не понимаю, что в этой теме главное).
7. Необязательный. Как вы, проучившись столько времени философии, сохранили здравый рассудок? Я уже - после недели подготовки - вижу мир то в категориях Канта, то в единстве материи и движения, то еще как-нибудь...
метафизика - это спорный раздел философии, превозносимый некоторыми и критикуемый многими. Исходя из названия - это то, что "перед" физикой, т.е., материальным. Категория развивалась Аристотелем, у него и книжка с таким названием есть, метафизика - это то, что нельзя постичь эмпирическим путём, а можно лишь строить предположения. Это и критиковал Кант, считая, что метафизика вводит людей в заблуждение, давая ложные надежды и уверяя человека, что он способен объять необъятное. Понятие метафизики вроде бы немного подправил Хайдегерр, но тут ничего сказать не могу, мы тока начали. Но сейчас метафизика вроде как мало кого интересует как самостоятельная дисциплина.
Ну а диалектика... вот честно, не могу объяснить в двух словах. Ну, можно по гегелевски - тезис, антитезис и синтез - это диалектическое развитие, от утверждения к отрицанию и к отрицанию отрицанию. Развитие путём, эээ, диалога.
читать дальше
Диалектика у Гегеля - это я вроде понимаю. А диалектика у всех остальных?
Слэшных Дел Мастер, спасибо!
Немецких философов буду ждать.
Метафизика не строит предположения, а делает выводы о сущем (или бытии, тут как тебе нравится) с помощью разума (логики). а если эти выводы строятся на конструктах разума, и не могут быть подкреплены проверяемыми доказательствами, то это и есть преположения, принимаемые на веру.
а если эти выводы строятся на конструктах разума, и не могут быть подкреплены проверяемыми доказательствами, то это и есть преположения, принимаемые на веру.
поверяемые доказательства - это чувственное познание? Но вы же сами понимаете, что чувственное познание не является поверяемым доказательством. Во-первых, наше с вами чувство какого-либо предмета достаточно проблематично привести к общему знаменателю, это всегда делается с долей вероятности. А во вторых, студенты часто разделяют метафизику на две сферы: учение о боге (и тут в принципе не может быть проверяемых доказательств. Это иная сфера гносеологии, тут действуют другие принципы познания, не приятые в эмпирическом мире) и учение о физическом мире. И если мы говорим о современной метафизике, то как раз она и дает нам настолько точное знание о предмете, насколько это вообще возможно. Откройте учебник физики за 10-11 класс и посмотрите, что учение о физическом бытии представлено теориями и предположениями, впоследствии подтвержденные фактами.
Метафизические заключения о мире были предположениями, принимаемыми на веру, у средневековых философов. Но как я уже отметила, сфера бога имеет свои принципы познания.
Современные же метафизические предположения о мире задают тон всему эмпирическому познанию. Почитайте доклады современных физиков Индии и современных физиков Европы. Вы увидите, что они, исходя из различных метафизических представлений, дают различную трактовку одних и тех же эмпирических фактов.
Просто нужно помнить, что философские термины не стоят на месте и изменяются вместе с изменением всей культуры. Философия зависит от культуры.
а на каком вы курсе?
Б.Сокрова,
читать дальше
Сам термин возник в 1 веке нашей эры. В библиотеке Андроника Родосского было несколько сочинений Аристотеля и так получилось, что его рассуждения о первых началах и причинах мира лежали после его трактата «Физика». Вот Андроник особо не заморачиваясь и обозвал те несколько книг (их что-то около 12, могу ошибаться. Надо будет глянуть) «Метафизика» - мета та физика – то, что после физики. Термин возник случайно, но со временем получил особый смысл – метафизика стала учением о заприродных, сверхчувственных принципах бытия, не раскрываемых физикой (и это вовсе не значит, что эти принципы бытия берутся на веру и всего лишь предполагаемы
Сейчас в философии сложилось три основных значения термина:
1. Аристотелевский смысл. Метафизика – наука о первых началах и причинах всего сущего.
2. Метафизика, понимаемая как онтология – учение о бытии как таковом, не обращаясь к частным видам бытия и отвлеченная от проблем гносеологии.
3. Метафизика как способ мышления (о котором я говорила выше), который противостоит диалектике.
Ты написала, что в метафизике разобралась, но вот на всякий случай я тебе могу посоветовать учебник нашего преподавателя по философии, там неплохо рассматривается этот вопрос.
Вот необходимый кусок:
читать дальше
мне сейчас нужно убегать, давай я как вернусь дорасскажу два последних вопроса, ок?
Огромное спасибо!
Б.Сокрова, таг вод, прадалжаем
ебать мозгНачну с Фихте, так как он хронологически раньше.
читать дальше
У меня такое ощущение нехорошее, чувствую себя какой-то глупенькой, мол, как же так, стока лет учусь, и так примитивно понимаю метафизику с диалектикой. Просто нам правда не имели этим мозг. То есть, я конечно, помню, что название такое появилось после Аристотеля и знаю всю эту историю с нахождением книжки "перед "Физикой", и то, что она не совсем уж мертва, но поскольку у нас акцент ставится совершенно на другие вещи, то эти категории для меня чужие...
но поскольку у нас акцент ставится совершенно на другие вещи
да, я уже сообразила - у вас скорее социальная философия
Просто я пять лет училась, и нам диалектику преподавали 6 семестров - три года. Поневоле начнешь в таких вещах разбираться
А где ж тогда? В аспирантуру запихнули?
Философские проблемы анализы общества
Философия и метод - это углублённое изучение персоналий 20 века и их систем
Интеграционный семинар - этика, эстетика, социальная философия
Написание научной работы - разъясняющий курс
Гетерономия субъекта в психоанализе Лакана
Изучение классических текстов западной философии - как раз "Метафизика", "Теологическая сумма", "Медитации" и пр.
Магистр Экхарт
Методологические концепции науки
Магистр Экхарт
О, я бы с удовольствием на него походила
А на каком языке у вас преподают?
А на каком языке у вас преподают? на латышском, у нас же государственный язык - священная корова)
Чем эмоциональнее, тем лучше запоминается!
если с Фихте что-то непонятно, ты спрашивай, я разъясню))
А Шеллинга я сегодня напишу
читать дальше
Шеллинг.
читать дальше
трансцендентальном (не путай с трансцендентным)
Кстати, да, а как их не перепутать?
У Канта не так:
трансцендентный - то, что выходит за рамки разума, то, что разум познать не может: мир, Бог. То, что переходит границы.
трансцендентальный - то, что определяет априорные условия возможного опыта. То есть, те параметры, которые от опыта не зависят, но его определяют. Например, пространство и время - мы не можем помыслить вещь вне этих двух категорий. Мы всегда мыслим вещь в пространстве и во времени.
Но Кант эти два термина не противопоставлял. Просто один из них относится к сфере разума, а другой с сфере рассудка. (об этом он пишет в Критике Чистого Разума).
если что, обращайся)) У тебя когда экзамен?