Пожиратель младенцев
Товарищи, близкие философии!
Расскажите мне, пожалуйста, простым языком:
читать дальше
5. Как между собой соотносятся бытие, сущее, существование, материя и субстанция? В каких они отношениях друг с другом? Они все - это разное?
6. Что самое важное в эстетическом? (Не знаю, как сформулировать. У нас есть вопрос "эстетическое отношение к действительности. Особенности художественного мышления", и он невероятно мутный. Я не понимаю, что в этой теме главное).
7. Необязательный. Как вы, проучившись столько времени философии, сохранили здравый рассудок? Я уже - после недели подготовки - вижу мир то в категориях Канта, то в единстве материи и движения, то еще как-нибудь...
Расскажите мне, пожалуйста, простым языком:
читать дальше
5. Как между собой соотносятся бытие, сущее, существование, материя и субстанция? В каких они отношениях друг с другом? Они все - это разное?
6. Что самое важное в эстетическом? (Не знаю, как сформулировать. У нас есть вопрос "эстетическое отношение к действительности. Особенности художественного мышления", и он невероятно мутный. Я не понимаю, что в этой теме главное).
7. Необязательный. Как вы, проучившись столько времени философии, сохранили здравый рассудок? Я уже - после недели подготовки - вижу мир то в категориях Канта, то в единстве материи и движения, то еще как-нибудь...
с одной стороны разное, с другой нет. Тут есть определенная диалектика в терминах. Вот смотри.
Есть ммм... несколько слоев понимания данных категорий.
1. Бытие = сущее (или сущность). Это взаимозаменяемые синонимы. В этом смысле данные термины используются тогда, когда мы с их помощью анализируем что-то. То есть, сама их специфика не важна.
2. Бытие и сущее (или сущность) бытия. Тут ты видишь, что это уже не взаимозаменяемые категории. Например, для идеалистов сущностью бытия может быть бог, идея, разум и т.д. Тогда само бытие будет уже существованием этой сущности, способом ее выражения.
Но! Не путай сущность бытия и сущность какой-либо вещи. Сущность бытия - бог или материя (если мы возьмем в пример материалистов), а сущность вещи - бытие.
3. Сущее (essentia) и существование (existentia). Их разделяли с древних времен. Сущность - это содержание, существование - это форма содержания, в которой оно существует. Вспомни философию Платона: сущность - идеи, существование - вещи, в которых эти идеи воплощаются.
4. Тем не менее, существование - термин еще пока абстрактный (так же как и сущее). Существование имеет свои атрибуты (то есть формы выражения) - материю и дух. Нечто (сущность) существует в материи (существует посредством материи) или существует посредством идей. Но тут загвоздка. Существование проявляется и там и там, но вот материалисты считают, что материя - основа существования (некоторые из материалистов 18 века вообще отрицали духовную субстанцию), а идеалисты - наоборот.
NB! Дух разумеется в философском смысле. Под ним могут подразумевать разум (например, Декарт). Разумеется, содержание термина зависит от того, какой философов его использует. Каждый философ вкладывает в него свой определенный смысл. Но их всех можно объединить: дух - значит, сознание, мыслящее, интеллигибельное.
Материю не стоит понимать только в эээ... материальном, физическом смысле. Материя - это категория, абстракция. В ее философском понимании она не существует в физическом мире, как скажем, ручка или клавиатура. Она - собирательный термин. Также, каждый философв понимает ее специфически, но есть общее: материя - значит протяженное.
Таким образом, вот, что у нас вышло: Сущее (бытие) (1) существует (2) посредством двух субстанций (3): духа и материи (4)
разобралась? Или что-то разъяснить?
АПД: есть еще разные понимания бытия.
Бытие как полнота, бытие как матери, бытие как внепредметное начало, бытие как человеческое бытие. Это нужно?
Ммм, вот тут, боюсь, что помочь не смогу.
мне кажется, суть такого отношения к действительности - искать (или видеть) гармонию в мире. Гармонию между духом и материей, человеком и богом, и т.д.
Ну если исходить из того, что предмет эстетики - прекрасное, то можно затронуть следующее:
- раскрыть сущность прекрасного (единство формы и содержания, гармония и т.д.)
- показать, что эстетическое отношение к действительностикак заключается в созерцании прекрасного
- а созерцать прекрасное (гармоничное, пропорциональное) больше всего удается людям, умеющим замечать не только форму, но и содержание (та самая гармония категорий). Этим свойством обладает худ. мышление (его особенности: образность, диалектичность, то есть умение рассматривать предмет с разных сторон, менять его во время созерцания, ну и тому подобное)
Плюс я бы затронула роль эстетики в Др.Греции (ведь именно там формируется такое отношение к действительности) и в немецкой классике (конкретно, Кант).
7. Необязательный. Как вы, проучившись столько времени философии, сохранили здравый рассудок?
вообще, я считаю, что философией надо заниматься только тогда, когда человек сформируется как личность. 18 лет - это еще слишком мало, многие философские темы мне здорово мировоззрение попортили. И свой пессимизм и цинизм я заработала именно на философском факультете.
Shirley Woodruff, Слэшных Дел Мастер, насчет вопроса 7 - то есть это нормально, когда мозг плющит?
то есть это нормально, когда мозг плющит? ну вообще нет, но когда вот сидишь и вникаешь во все
эти сущности, категории, бытие, бог, пространство, протяженность, материя, диахронизмы, денотаты......это дерьмо, то да, мозги начинают по-тихоньку в трубочку заворачиваться.Ты говоришь, что у него не было никакого тезиса-антитезиса-синтеза и что это упрощение. А у него как было?
Кстати, знаешь, что нам сказали на консультации про Фихте? "Если вы скажете на экзамене, что ничего не поняли, то оценку вам не снизят"
так, у Гегеля следующая фигня. "Тезис" уже в себе содержит "антитезис" в имплицитном состоянии. Более того, когда категория переходит в свою противоположность (как сказали бы русские философы: тезис переходит в антитезис), то первая категория не исчезает (!), а сохраняется в снятом (это важный момент во всей философии Гегеля) виде (чего нет у русских марксистов).
Обычно, эти моменты не учитываются. Приставка "анти" говорит о полной противоположности. Типа есть тезис, есть антитезис и они борются друг с другом и в результате этой борьбы возникает синтез.
Так вот, тезис и антитезис не существуют одновременно и борьбы по сути никакой нет.
Возьмем гегелевский пример. читать дальше
Короче, нужно запомнить главное. "Тезис" производит "антитезис", а не имеет его изначально как свою противоположность. "Синтез" появляется не в результате объединения "тезиса" и "антитезиса", а в результате того, что "тезис" перехходит в свою противоположность (которую изначально содержал в себе!), но при этом сохраняется в снятом виде. "Антитезис" в своем внутреннем развитии категорий по ходу дела "вынимает" снятый тезис и таким образом оба становятся актуальны (и "тезис" и "антитезис"). Эта их единовременная актуальность и есть "синтез" - существование одновременно внешне противоположных, но внутренне единых категоий - качества и количества.